MBB-Kawasaki BK.117
Многоцелевой вертолёт
Как большинство многоцелевых вертолетов, ВК.117 предназначен для перевозки пассажиров и грузов, для выполнения разнообразных задач - от эвакуации больных и раненых до участия в антитеррористических операциях. С установленным вооружением и специальным оборудованием вертолет может использоваться для разведки и наблюдения, огневой поддержки войск и борьбы с танками. Вертолет разработан во второй половине 70-х годов фирмами MBB (ФРГ) и Kawasaki (Япония), опытные экземпляры вертолетов строились как в ФРГ, так и в Японии. Первый изготовленный в ФРГ ВК.117 поднялся в воздух 13 июля 1979 года, а первый японский - 10 августа 1979 года. Серийное производство осуществляется в обеих странах с 1981 года.
Конструктивно ВК.117 является дальнейшим развитием известного вертолета Во-105 фирмы MBB; при его создании широко использовались конструктивные решения и прогрессивные технологии, уже опробованные и хорошо зарекомендовавшие себя на Во-105. Как и базовая модель, ВК.117 имеет фюзеляж полумонококовой конструкции с большой площадью остекления. Однако размеры фюзеляжа значительно увеличены, что позволяет разместить в пассажирской кабине размерами 3.02х1.49х1.28м 5-9 пассажиров (в уплотненном варианте возможно даже размещение 11 человек). В санитарном варианте пассажирская кабина имеет восемь различных конфигураций размещения специального оборудования, раненых и сопровождающих их медработников. Размеры кабины позволяют свободно выполнять медицинские процедуры и даже операции непосредственно в полете. Доступ в кабину осуществляется через две сдвижные двери по обеим сторонам фюзеляжа и через двухстворчатую дверь; для доступа в двухместную кабину экипажа предусмотрены еще две двери, установленные на шарнирах с каждой стороны фюзеляжа.
Для использования вертолета в поисково-спасательных операциях в проеме левой сдвижной двери может быть установлена поворотная лебедка грузоподъемностью 270 кг. С помощью лебедки на борт вертолета могут быть подняты два человека (пострадавший и спасатель) в мокрой одежде. Длина троса на барабане лебедки 300 м, скорость подъема меняется бесступенчато от 0 до 0.75 м/с. Поворотная стрела лебедки позволяет вносить пострадавшего прямо в кабину вертолета.
Вертолет оборудован простым полозковым шасси, состоящим из двух поперечных труб и двух лыж. Конструкция шасси и фюзеляжа выдерживает прямой удар при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 15 м/с. При этом у находящихся в вертолете могут быть только незначительные ранения.
С учетом возможного военного применения вертолета предусмотрены варианты бронезащиты спинок кресел летчиков; расходные топливные баки изготовлены из резины, затягивающейся при попадании в них пуль, наиболее важные агрегаты и системы дублированы или прикрыты менее важными агрегатами или конструкциями. К фюзеляжу пристыкована хвостовая балка с горизонтальным оперением, снабженным стреловидными концевыми шайбами, имеющими относительно большую площадь. Смонтированная над средней частью фюзеляжа силовая установка вертолета состоит из двух двигателей, что само по себе уже является важным фактором повышения надежности и боевой живучести вертолета. Повышению надежности способствует также наличие независимых систем подачи топлива и смазки для каждого двигателя и двух систем смазки главного редуктора.
Конструкцией силовой установки предусмотрено использование двух двигателей Lycoming LTS10-1750B-1 взлетной мощностью 503 кВт. каждый или двух двигателей Turbomeca "Arriel" 1Е взлетной мощностью 520 кВт каждый.
Силовая установка с двигателями "Arriel" имеет систему автоматического регулирования числа оборотов винта, которая в случае выхода из строя одного из двигателей немедленно переводит другой двигатель на повышенный режим работы. Главный редуктор установлен впереди двигателей, благодаря чему обеспечивается его охлаждение потоком воздуха, поступающего к двигателям через боковые воздухозаборники и общий коллектор с фильтром. Емкость четырех мягких баков топливной системы составляет 608 л, возможна установка трех дополнительных топливных баков общей емкостью 500 л.
Установленный на вертолете бесшарнирный "жесткий" несущий винт системы "Bolkow" состоит из цельной крестообразной титановой головки несущего винта с четырьмя внутренними втулками из титана, на которых посредством двух болтов каждая крепятся четыре лопасти, изготовленные из усиленного стеклопластика. Передние кромки лопастей защищены от эрозии и повреждения посторонними предметами стальной обшивкой. Эти лопасти сохраняют работоспособность при простреле их пулями, они устойчивы по отношению к ударам и механическим повреждениям. Так, испытания показали, что в зависимости от твердости дерева, стволы и ветки небольших деревьев диаметром ствола до 10см отсекаются без повреждения лопасти. Рулевой винт с двумя лопастями, также изготовленными из усиленного стеклопластика, установлен в верхней части стреловидного киля. При этом оба винта расположены на такой высоте над поверхностью взлетно-посадочной площадки, что исключается ранение ими людей, находящихся рядом с вертолетом.
Вертолет имеет современное пилотажно-навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты в любое время суток и в сложных метеорологических условиях. В дополнение к стандартному оборудованию на вертолете может быть установлена дублирующая система управления, автопилот, поисковая РЛС и аппаратура навигационной системы "Лоран".
Модификации вертолета:
ВК.117-1А - базовый гражданский вертолет с максимальной взлетной массой 2850кг; построено несколько вертолетов.
ВК.117А-3 и 4 - развитие ВК.117-1, с увеличенной взлетной массой до 3250кг и рулевым винтом большого диаметра с лопастями, имеющими геометрическую крутку.
ВК.117А-3М - военный вариант ВК.117А-3, впервые показан в виде макета на Парижской авиакосмической выставке в 1985 году с вооружением из 8 ПТУР "Hot" и стабилизированным прицелом SFIM.
ВК.117В-1 - основная серийная модификация с увеличенной мощностью двигателей и улучшенными летными характеристиками.
ВК.117В-2 - модификация с увеличенной взлетной массой до 3350 кг; производится с 1992 года в Германии и Японии.
ВК.117С-1 - модификация, выпускаемая в Германии с 1992 года, с новым оборудованием кабины, новыми лопастями рулевого винта, ГТД Turbomeca Arriel 1Е2 большей мощности и улучшенными высотными характеристиками. Поставлено 12 вертолетов.
NBK.117 - модификация, выпускаемая по лицензии в Индонезии фирмой IPTN.
ВК.117Р5 - опытный вертолет с электродистанционной системой управления с боковой рукоякой, бортовой ЭВМ и другими системами, предназначенными для разведывательного вертолета ОН-Х, разрабатываемого в Японии. Совершил первый полет 2 октября 1992 г.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1982
Диаметр главного винта - 11,0 м
Диаметр хвостового винта - 1,956 м
Длина - 9,91 м
Высота - 3,85 м
Масса, кг
- пустого - 2560
- максимальная взлетная - 3200
Внутренние топливо - 460 кг
Тип двигателя - 2 ГТД Textron Lycoming LTS101-750B-1
Мощность при взлете - 2 х 600 л.с.
Мощность при полете - 2 х 555 л.с.
Максимальная скорость - 278 км/ч
Крейсерская скорость - 248 км/ч
Практическая дальность - 740 км
Дальность действия - 570 км
Скороподъемность - 582 м/мин
Практический потолок - 3050 м
Статический потолок - 2950 м
Экипаж - 1-2 чел
Полезная нагрузка: 11 пассажиров
Вооружение (опционально): 1 20-мм пушка сбоку фюзеляжа или 1 12.7-мм пулемет Colt-Browning M2-3 с 750 патронами на турели Lucas turret и/или 1 12.7-мм пулемет Browning M2 в двери кабины. Боевая нагрузка на 2 узлах подвески: 8 ПТУР НОТ-2 или BGM-71 TOW, или 4 УР "воздух-воздух" AIM-92, или 2 ПУ НУР, или 2 контейнера с 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru