ОКБ им. Камова Ка-15
Обозначение НАТО: HEN
Противолодочный вертолёт
В январе 1953 г. командующий авиацией ВМФ Е. Н. Преображенский подписал весьма деликатное заключение: вертолет испытания (несмотря на их ограниченный объем) выдержал, но ввиду ограниченной грузоподъем­ности и недостаточного для решения всего мно­гообразия задач экипажа (один летчик) принимать его на вооружение нецелесообразно. Главноко­мандующий ВМС это заключение утвердил.
Однако почти за 10 месяцев до этого в со­ответствии с директивой Морского генерального штаба от 14 марта 1952 г. в составе ВВС ЧФ при­ступили к формированию 220-го отдельного от­ряда вертолетов Ка-10. и к 15 мая 1953 г. оно завершилось полностью. Местом базирования ему определили Куликово поле (Севастополь). Коман­диром назначили капитана Воронина. Получилась своеобразная историческая преемственность: К сентября 1910 г. с аэродрома Куликово поле про­извел первый полет военно-морской летчик лей­тенант С. Ф. Дорожииский.
14 марта 1952 г. можно считать официальной датой рождения корабельных вертолетов.
В 1957 г. на смену вертолету Ка-10, не очень интенсивно летавшему, поступил более совершен­ный Ка-15. Акт с рекомендациями о приеме его на вооружение был подписан командующим ави­ацией ВМФ в июне 1955 г. Вертолет предполага­лось использовать для поиска и уничтожения ПЛ, связи корабля с берегом, ведения разведки и др. Первыми Ка-15 на заводе изучали черноморские летчики старший лейтенант Левтер и капитан Каракуц.
В авиации БФ в сентябре 1957 г. сформиро­вали 225-ю отдельную авиационную эскадрилью корабельных вертолетов, но просуществовала она недолго, и в апреле следующего года была расформирована.
В 1957—1958 гг. были сформированы подраз­деления корабельных вертолетов и на Тихооке­анском флоте: в Ново-Нежине и Елизове (на Кам­чатке). Морские испытания Ка-15 проводились в 1956 г. на эскадренном миноносце “Светлый” (Балтий­ский флот).
Ка-15 — это двухместный вертолет цельно­металлической конструкции, снабженный двумя соосно-расположенными винтами диаметром 9,96 м со съемными деревянными лопастями. Винты противоположного вращения, именовались верх­ним и нижним. Корабельным вертолет можно было считать весьма относительно, так как какого либо специального оборудования для базирова­ния на корабле он не имел.
Для улучшения продольной и путевой устой­чивости вертолета, а также управляемости на ре­жиме самовращения несущих винтов на хвосто­вой балке установили неуправляемый стабилиза­тор и два киля с рулями поворота. Силовая ус­тановка состояла из невысотного девятицилиндро­вого двигателя воздушного охлаждения АИ-14 конструкции А, Г. Ивченко мощностью 255 л. с Нормальный полетный вес вертолета Ка-15 состав­лял 1363 кг (107 л бензина, 17 л моторного мас­ла), что обеспечивало дальность полета до 280 км (высота полета 500 м, скорость — 120 км/ч), ди­намический потолок вертолета — 3500 м, стати­ческий (потолок висения) — 600 м, максимальная скорость полета до 150 км/ч.
Полезная нагрузка вертолета была очень ог­раниченной, и разместить на нем приемное ус­тройство СПАРУ-55 и радиогидроакустические буи не представлялось возможным. По этой причине предполагалось использовать вертолеты в паре: на одном размещалось приемное устройство, а на второй — подвешивали два буя РГБ-Н (СПАРУ на нем не устанавливалось). Из этого нетрудно заключить, что противолодочные возможности вертолетов были более чем скромными. В таи называемом “ударном варианте” (существовал и такой) на вертолет подвешивали две бомбы по 50 кг, н в полет брали прицел ОПР-1Р.
Единых требований к авиационному обору­дованию кораблей в тот период еще не сущес­твовало. Для взлета и посадки имелась лишь взлётно-посадочная площадка (ВППл) размерами 5х9 м, покрытая сеткой-стеллажом из пенькового троса, обозначенная белыми полосами шириной 200—300 мм, а рабочая часть — кругом диамет­ром 3 м. Устанавливался также ветроуказатель.
Механизированной заправки вертолетов топ­ливом на кораблях не существовало, и эту опе­рацию выполняли как и на заре авиации: два человека с помощью шланга наполняли ведро бензином из бочки (в ней он хранился), а затем через большую воронку с замшей (для задержки конденсата) заливали в бак вертолета. Подобный метод заправки, естественно, не отличался совер­шенством и не обеспечивал безопасность а по­жарном отношении. На заправку даже в благоп­риятных условиях уходило около 40 мин.
В походном положении машины находились на палубе со снятыми лопастями, которые хра­нились отдельно в контейнере. Вертолет накры­вался полиэтиленовым чехлом.
Известно, что при высокой температуре и влаж­ности воздуха мощность поршневого двигателя су­щественно снижается, и тяги несущих винтов может оказаться недостаточно для вертикального взлета (по-вертолетному). В условиях аэродромного базирования довольно частыми были случаи, когда, несмотря на все ухищрения экипажа вертолет не отрывался от земли. В то же время возможность взлета с разбегом (по-самолетному) из-за опасности возникнове­ния земного резонанса, к которому вертолет ока­зался очень предрасположен, также исключалась. Даже рулить по аэродрому (особенно — грунтово­му) не мог по тем же соображениям.
Но, пожалуй, самое неприятное состояло в том, что вследствие конструктивных просчетов не исключалось опасное сближение лопастей верхне­го и нижнего несущих винтов в полете на неко­торых, особенно переходных, режимах. В крити­ческих случаях это приводило к схлестыванию лопастей, их разрушению и катастрофе.
С тем, чтобы повысить шансы экипажа на спа­сение в случае вынужденной посадки, на воду пред­полагалось вместо колесного шасси установить поллавкоаое. были проведены испытания, но до прак­тической реализации этой идеи дело так и не дошло.
Полеты на Ка-15 по причине конструктивно-производственных недостатков часто прерывавшись, производились бесчисленные доработки, от­ладки. регулировки и т. п. Тем не менее вертолет Ка-15, снятый с вооружения в 1962 г. из-за низкой энерговооруженности и эффективности, а точнее, неспособности решать противолодочные задачи успел побывать во многих районах Мирового океана.
Одними из первых на вертолеты Ка-15 переучились майор Воронов, Левтер. Каракуца, а также подлолковник А. И. Гостев, майор В. В. Звегинцев, капитан Б. Федоровский.
Следует отметить, что известный вклад в лик­видацию недоверия к вертолетам Ка-15 (из-за вы­сокой аварийности) личным примером внес адмирал флота С. Г. Горшков. В качестве пассажира он весной 1955 г. совершил несколько полетов в районе Севастополя. Взлет и посадка вертолета производились около штаба флота и на крейсер “Куйбышев”. Во время сбор-похода кораблей ЧФ ведущий конструктор Ухтомского вертолетного завода В. И. Бирюлин и летчик-испытатель того же предприятия Д. К. Ефремов ознакомили коман­диров кораблей с вертолетом и совершили с ними несколько полетов. Осталось, правда, неясным. получили ли командиры кораблей удовольствие от подобных полетов!
После снятия с вооружения Ка-15 еще некоторое время хранились, а затем начали растаски­ваться. “приватизироваться”, кое-что попадало и на склады. Деревянные лопасти винтов в течение некоторого времени использовались в авиацион­ных гарнизонах как исходный материал для лаво­чек, скамеек и др. целей утилитарной направлен­ности, иллюстрируя конверсию в действии и, чис­то по-русски, знаменуя завершение очередного этапа развития авиации. Этапы эти можно просле­дить по оборудованию курилок в районах стоя нок летательных аппаратов.
В начале общественные курилки имели обыч­но в центре кок винта в качестве урны для окур­ков, скамейки, где это было возможно, сварен­ные из тормозных решеток самолетов Пе-2.
С появлением реактивных самолетов роль пе­пельниц стали выполнять кожухи камер сгорания ре­активных двигателей, вначале ВК-1, затем АМ-3 и др...
Следует признать, что дебют первых кора­бельных вертолетов не был удачным, но к мо­менту снятия Ка-15 с вооружения уже полным ходом шли работы над противолодочным Ка-25.
Тактико-технические характеристики вертолёта Ка-15:
Год принятия на вооружение - 1953
Диаметр главного винта - 10,0 м
Длина - 6,0 м
Высота - 3,3 м
Масса, кг
- пустого - 968
- максимальная взлетная - 1363
Тип двигателя - 1 ПД АИ-14В
Мощность - 255 л.с.
Максимальная скорость - 150 км/ч
Крейсерская скорость - 120 км/ч
Практическая дальность - 500 км
Практический потолок - 3500 м
Статический потолок - 600 м
Экипаж - 2 чел

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru