Ling-Temco-Vought A-7 Corsair
Палубный штурмовик
Первые годы войны во Вьетнаме показали, что в палубной авиации нет самолета, способного эффективно решать задачи, связанные с нанесением ударов по наземным целям и поддержкой войск. Штурмовик А-4 “Скайхок”, более десятка лет состоявший на вооружении, отличался маленьким радиусом действия и низкой боевой нагрузкой; потери машин этого типа оказались слишком большими. В 1963 году был объявлен конкурс на создание (в кратчайшие сроки) нового палубного штурмовика по программе VAL: легкий ударный самолет. Принятие его на вооружение планировалось в 1967 году. Итоги конкурса объявлены в 1964 году; победителем стала фирма LTV. Ее проект признали наиболее подходящим, в том числе по срокам проектирования и постройки опытных образцов. Сокращение времени было достигнуто за счет использования в качестве прототипа истребителя F-8 “Крусейдер”. Пришлось, правда, основательно поработать, превращая эту довольно большую машину в компактный штурмовик. Длину самолета уменьшили за счет отказа от форсажной камеры двигателя, высоту — срезав законцовку киля. Взлетный вес самолета снизился после отказа от механизма изменения угла установки крыла, четырех пушек (оставили только две) и выдвижной пусковой установки НУР. Новое усиленное и короткое крыло позволило разместить на нем шесть пилонов для подвески вооружения (на F-8 было только два). По бокам фюзеляжа оставили два узла подвески, сохранив возможность нести на них УР класса “воздух—воздух”.
Для штурмовика выбрали новейший по тем временам двухконтурный турбореактивный двигатель TF-30, точнее, его бесфорсажную модификацию TF30-P-6. Использование силовой установки такого типа гарантировало минимальный расход топлива. Летчика прикрыли броней из алюминиевого сплава снизу и стальным листом спереди.
Контракт на постройку семи опытных экземпляров штурмовика был подписан в марте 1964 года; новому самолету присвоили обозначение А-7А “Корсар-2”. Первый из них взлетел 27 сентября 1965 года. Через несколько дней после этого фирма LTV получила заказ на 140 серийных машин. Параллельно с летными испытаниями началось серийное производство. Уже через год сформировали первые две эскадрильи-VA-147 и VA-122. После обучения летного и технического состава VA-147 перебазировалась на авианосец “Рейнжер”, и 4 декабря 1967 года самолеты этого подразделения совершили первые боевые вылеты во Вьетнаме.
Опыт боевого применения показал высокую эффективность нового самолета, но одновременно выявил и некоторые недостатки. Летчики А-7 старались производить бомбометание или с горизонтального полета, или с пологого пикирования, избегая летать на высотах ниже 1500 м, где можно было пострадать от огня малокалиберных зенитных средств. Чаще всего отмечались повреждения силовой установки и топливной системы. Проявила себя и скрытая особенность двигателя: с ростом скорости самолета его тяга сильно уменьшалась. Так, на скорости 860 км/ч она равна всего 3200 кг, что почти на 2000 кг меньше статического показателя. Низкая тяговооруженность самолета отрицательно сказывалась на расходе топлива и скороподъемности — на уровне моря она составляла всего 29 м/с. При взлете с палубы вес штурмовика ограничивали величиной 14700 кг. Скорость его считалась тоже недостаточной, тем более что при выполнении противозенитного маневра она падала с 920 до 550 км/ч. И тогда пришлось вспомнить о форсажной камере. Она могла повысить тяговооруженность и позволить достигать звуковой скорости. Начиная с 199-го самолета на нем устанавливался двигатель TF30-P-8 с укороченной форсажной камерой, которая увеличивала тягу на 30%. Новому варианту штурмовика присвоили обозначение А-7В. Благодаря улучшенному оборудованию он мог использовать управляемые бомбы “Уоллай” и ракеты “Мейверик”. Скороподъемность возросла до 38 м/с, потолок увеличился на 1000 м. Правда, дальность полета снизилась на 100 км.
Почти с первых дней существования самолета “Корсар-2” им заинтересовались ВВС. Появление такой машины позволило бы частично разгрузить экипажи самолетов F-4, используя “Фантомы” для более ответственных заданий, и заменить никуда не годящиеся истребители-бомбардировщики “сотой серии” (F-100, F-105). Испытания опытного образца А-7 (второй экземпляр) в интересах ВВС начались с 1966 года. На одном из полигонов провели сравнительную оценку “Корсара” и “Фантома” при выполнении ими ударных операций. Штурмовик превзошел истребитель-бомбардировщик по большинству показателей, но недостатки А-7А потребовали его дальнейшей модернизации. В конце 1968 года ВВС приняли его на вооружение (с улучшенным бронированием и новым двигателем “Спей-25” фирмы “Роллс-Ройс” — американское обозначение TF41). Новая модификация для ВВС получила обозначение A-7D, а для ВМС А-7Е. Силовая установка этих самолетов была прикрыта керамической броней.
Первый полет А-7Е состоялся 25 ноября 1968 года. Летом 1969 года первые серийные машины были включены в состав эскадрильи VA-1 22. С 1978 года на самолет стали устанавливать систему FLIR на правом внутреннем пилоне. “Корсар” мог использоваться и как заправщик, передавая топливо из подвесных баков. Имелась и учебно-тренировочная модификация ТА-7С (60 самолетов). Серийное производство А-7Е продолжалось до 1981 года. Самолеты типа A-7D состояли на вооружении ВВС до появления более мощного штурмовика А-10 “Тандерболт-2”, а затем были переданы в ВВС национальной гвардии.
В 1987 году фирма LTV предложила усовершенствованный образец самолета под обозначение А-7+ (Плюс). Турбореактивный двигатель от истребителя F-15 сообщал штурмовику сверхзвуковую скорость. В удлиненном на 1,36 м фюзеляже расположили современное оборудование. Летные испытания начались в 1989 году; новое обозначение самолета — YA-7F. Машина могла летать ночью с огибанием рельефа местности на высоте 60 м. Фирма предложила флоту модернизировать все палубные штурмовики в вариант A-7F, однако в связи с принятием на вооружение истребителей-штурмовиков F/A-18A получила отказ. С 1990 года по программе самолета YA-7F работы не ведутся.
А-7Е “Корсар-2” сняли с вооружения после окончания боевых действий в районе Персидского залива, где штурмовики неплохо зарекомендовали себя. По официальным сообщениям, потерь среди них не было. Всего выпущено 1545 самолетов типа А-7.
Надо отметить, что командование ВМС никак не могло забыть старый добрый “Скайрейдер”. Даже легкие реактивные “Скайхоки” оказались неспособны соперничать с А-1, который мог два часа “висеть” в зоне ожидания с бомбами и ракетами весом 2000 кг или “вывозить” с поля боя полдесятка раненых морских пехотинцев. Заранее предполагая, что и новый “Корсар” не сможет делать такие “чудеса”, одновременно с программой VAL флот начал работы по специальному самолету, максимально близкому по своим боевым возможностям к штурмовику А-1. Условное название этого самолета COIN — Counter Insurgensu aircraft, или самолет для борьбы с повстанцами. Разработкой такой машины с 1963 года занимались 22 американские фирмы. В 1964 году под давлением других видов вооруженных сил ВМС выбрали победителя. Им оказалась фирма “Норт Америкэн” с самолетом NA-300. Первый полет он совершил в 1964 году. По своим возможностям NA-300 способен взлетать с авианосцев или прифронтовых грунтовых аэродромов, вести непосредственную поддержку войск, разведку, целеуказание, эскортировать вертолеты и перевозить грузы. Серийное производство “противопартизансного” самолета началось в 1967 году под обозначением OV-10А “Бронко”. Машина, выполненная по двухбалочной схеме, имела два турбовинтовых двигателя и развивала скорость 452 км/ч, вооружалась четырьмя 12,7-мм пулеметами и различным вооружением на 7 узлах подвески (общий вес нагрузки 1630 кг). OV-10 приняли на вооружение ВМС и ВВС США, позже неоднократно модернизировали. Всего выпустили 353 самолета семи модификаций. Палубным “Бронко” так и не стал. Поставлялся в ВВС Таиланда, Индонезии, Венесуэлы и ФРГ. Во Вьетнаме самолеты “Бронко” морской авиации занимались блокированием судоходства в дельте реки Меконг; на их боевом счету множество потопленных джонок.
Описание конструкции
Самолет А-7 представляет собой моноплан классической схемы с высокорасположенным стреловидным крылом (35°) и однокилевым хвостовым оперением. Крыло оборудовано отклоняемыми носками, закрылками и элеронами. Для управления по крену совместно с элеронами используются интерцепторы. Система управления самолетом — гидравлическая, с разнесенной проводкой и трехкратным резервированием. При размещении самолета в ангаре авианосца консоли крыла складываются.
Двигатель TF41 расположен в хвостовой части фюзеляжа, снизу и сбоку он закрыт керамической броней, предохраняющей от огня стрелкового оружия. Воздухозаборник нерегулируемый. Топливо размещено в крыльевых и фюзеляжных протектированных баках.
Шасси самолета трехстоечное. Основные стойки убираются вперед, в нижнюю часть фюзеляжа. Передняя стойка с двумя колесами убирается назад.
В бронированной кабине установлено катапультируемое кресло. Подвижная часть фонаря кабины летчика откидывается назад. Оборудование самолета состоит из обзорной и навигационной РЛС, бортовой ЭВМ и автоматической системы посадки на авианосец. Блоки оборудования расположены в средней части фюзеляжа на уровне груди обслуживающего персонала. Обзорная бортовая РЛС ARG-1 26 может обнаруживать цели на земле и в воздухе. Имеется станция постановки активных помех радиолокационным средствам противника.
Модификации самолета
А-7А - первая серийная модификация, до 1968 года изготовлено 199 машин этой модификации.
А-7В - модификация для корпуса морской пехоты США. Большая часть из изготовленных 196 машин этой модификации использовалась в войне во Вьетнаме.
А-7С - двухместный учебно-боевой штурмовик.
А-7D - модификация для ВВС США с усиленным бронированием и с более современным радиоэлектронным оборудованием.
А-7Е - модификация с более современным радиоэлектронным оборудованием. Изготовлено более 540 машин.
А-7Н - упрощенная сухопутная модификация для ВВС Греции. Изготовлено 60 машин.
А-7Р - упрощенная сухопутная модификация для ВВС Португалии. Изготовлено 50 машин.
ТА-7Р - двухместный вариант А-7 Р для ВВС Португалии. Изготовлено 6 машин.
ТА-7С - двухместный вариант модификаций А-7 В и А-7 С.
Тактико-технические характеристики :
Год принятия на вооружение – 1967
Размах крыла, м – 11,81
Длина самолета, м – 14,06
Высота самолета, м – 4,88
Площадь крыла, кв.м – 34,83
Масса, кг
- пустого самолета – 8528
- пустого оснащенного самолета – 8988
- нормальная взлетная – 13154
- максимальная взлетная – 19050
Топливо
- внутренние топливо, кг – 4200
– ПТБ – 2 х 1135
Тип двигателя – 1 ТРД Allison TF41-A-2 (Rolls-Royce Spey)
Тяга нефорсированная – 6800 кгс
Максимальная скорость на уровне моря, км/ч – 1123
Крейсерская скорость на уровне моря, км/ч – 877
Практическая дальность, км – 4623
Боевой радиус действия, км – 1150
Максимальная скороподъемность, м/мин – 4570
Практический потолок, м – 12800
Экипаж, чел – 1
Стоимость (А-7D) – $2,860,000
Вооружение:
На штурмовике А-7А, -7В устанавливались две одноствольные 20-мм пушки Мк.12. А-7Е имеет одну 20-мм шестиствольную пушку “Вулкан” и 500 снарядов к ней в барабане для безленточной подачи боеприпасов (стреляные гильзы остаются на борту). Боевая нагрузка - 6804 кг на 8 узлах подвески:
УР:
4 "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder, 6 "воздух-земля" AGM-65 Maveric или 4 AGM-88A HARM или AGM-45 Shrike
Бомбовая нагрузка:
1 ядерную бомбу В-28(75/350 кт), или 1 ядерную бомбу В-57(10/20 кт), или 1 ядерную бомбу В-61(100/500 кт), или 6 907- кг бомб с оптическим наведением GBU-15, 6 907- кг бомб с лазерным наведением GBU-10Е/В Paveway II, или 6 907-кг бомб с оптическим наведением AGM-62A Walleye II, 14 454-кг бомб Mk.83, или 30 227-кг бомб Mk.82, а так же 907-,340-,113-кг обычные бомбы, кластерные бомбы Rockeye, напалмовые бомбы типа BLU, бомбометы типа CBU.
Остальное:
6 ПУ типа LAU 70 и 120-мм НУР, До 3 контейнеров с 20 и 30-мм пушками.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru