Avro Anson
Патрульный самолёт
Самолет Avro Anson добился одного из самых длительных периодов серийного производства среди всех британских самолетов с 1934 г. до 15 мая 1952 г., когда последний аппарат Anson Т.21 завершил свои приемные испытания. Истоки его долгожительства лежат в тактико-технических требованиях авиакомпании Imperal Airways, посланных компании A.V. Roe в апреле 1933 года. Самолет должен был перевозить четырех пассажиров на расстояние свыше 676 км с крейсерской скоростью более чем 209 км/час. Другими требованиями были: скорость сваливания не более 97 км/час, а также способность удерживаться на высоте 610 м при одном работающем двигателе. В августе 1933 г. коллектив проектировщиков под руководством Роя Чэдвика подготовил проект самолета, который получил обозначение Avro 652 и представлял собой низкокрылый моноплан с убирающимся шасси, оснащенный двумя двигателями Armstrong Siddеley Cheetah V, и общим весом 2948 кг. Изменения в технических требованиях привели к появлению модификаций с общим весом, увеличенным до 3470 кг. Заказ на два самолета Avro 652 был сделан в апреле 1934г., а первый полет состоялся 7 января 1935 г.
7 мая 1934 г. Министерство авиации Великобритании уведомило компанию A.V. Roe о требованиях к двухмоторному сухопутному самолету для применения его в качестве берегового разведчика и затребовал информацию о возможности адаптации уже существующих проектов. Новая разработка была обозначена как Avro 652A. Контракт Министерства авиации требовал поставки военного варианта в марте 1935г. Внешние изменения включали в себя прямоугольные, а не круглые, как в модели 652, окна и наличие турели Armstrong Whitworth с одним пулеметом Lewis в верхней части фюзеляжа. Самолет поднялся в воздух 24 марта 1935 г. После незначительных изменений хвостового оперения и рулей машина была передана испытательному подразделению береговой охраны для сравнительных полетов совместно с самолетом D.H.89M. Превосходная дальность и большая продолжительность полета Avro 652А позволили ему победить в этом соревновании. Серийный самолет, обозначенный как Anson Мк1, поднялся в воздух 31 декабря 1935 г. Двадцать одна эскадрилья береговой охраны использовала самолеты Anson, в основном как разведывательные и поисково-спасательные. Последовали дальнейшие заказы Военно-воздушных сил Великобритании, а также экспортные контракты, которые включали в себя поставку самолетов для Австралии, Египта, Ирландии, Эстонии, Финляндии и Греции. К началу войны в сентябре 1939 г. было произведено почти 1000 самолетов. Многие из них во время войны использовались для обучения пилотов. В этом качестве машины также оказались очень популярны. Хотя компания A.V. Roe намеревалась выпустить первую учебную версию к ноябрю 1936 г., была некоторая задержка перед первым выпуском самолетов Anson Trainer, с двойным управлением и с закрылками, которые сделали их более привлекательными. Всего было произведено 6742 самолета модели Мк1, из которых 3935 были построены в Вудфорде, а остальные в Йедоне.
18 декабря 1939 года был учрежден Британский государственный план авиационной подготовки, и самолет Anson был выбран стандартным учебным самолетом. В Британии был размещен серийный заказ, безмоторные планеры отправлялись на судах в Канаду, где по прибытии их оснащали звездообразными поршневыми двигателями Jacobs L- 6МВ или Wright Whirlwind R - 975 - Е3. Эти самолеты были обозначены как Anson III, а позднее Anson IV; самолеты модели Мк III были позднее модифицированы постановкой гидравлического привода для уборки-выпуска закрылков и шасси. Те британские планеры, которые имели турели, после поставки сохраняли их, хотя большинство Anson, применявшихся в Канаде, не были ими оборудованы. После поставки 223 планеров производство было начато в Канаде. Первый вариант самолета, полностью произведенный в Канаде, назывался Anson Мк II с двигателями Jacobs, с носом, сделанным по шаблону из клееной фанеры, и гидроприводом для уборки-выпуска закрылков и шасси. Первый из них поднялся в воздух 21 августа 1941г., а всего было выпущено 1832 самолета, 50 из которых поступили в военно-воздушные силы США под обозначением АТ-20 в качестве учебных. Использование выклеивания фанеры по шаблонам привело в Мк II к тому, что этот материал стал использоваться для обшивки всего фюзеляжа, в котором прежняя "теплица", т. е. квадратные окна, уступили место круглым иллюминаторам. С этими традиционными компонентами фюзеляжа получился самолет Anson V, оборудованный двигателями Pratt & Whitney R-985-AN-12В мощностью 450 л.с. и рассчитанный на 5 курсантов вместо трех, как в ранних версиях. Навигационный тренажер-самолет Мк V был построен в количестве 1050 экземпляров, а в 1943 г. был выпущен единственный экземпляр для обучения воздушных стрелков, с надфюзеляжной турелью Бристоль В1 Мк VI. Обозначения Anson VII, VIII и IX были зарезервированы для канадских версий. Последующие модели были разработаны и произведены в Британии, начиная с самолета Anson X. Это Мк1 с усиленным полом кабины для грузопассажирских перевозок, который применялся авиакомпанией Air Transport Auxiliary в качестве самолета связи. Он оснащался двигателями Чита IX мощностью 350 л.с., как и поздние выпуски Мк1, и убирающимся шасси с ручным приводом, но гофрированный капот был заменен на гладкий, подобный тому, который использовался на двух Авро 652. Общий вес был увеличен до 4286 кг, и 103 самолета этой версии были построены в Йедоне. Поднятие крыши, для обеспечения большей высоты в кабине для пассажиров, привело к появлению самолетов Anson XI и XII, у которых был гидропривод для уборки-выпуска шасси, и три больших квадратных окна на каждой стороне. Anson XI был оснащен двигателями Чита XIX мощностью 395 л.с., приводящими во вращение металлические пропеллеры Fairey-Reed, с фиксированным углом установки, а самолет Мк12 - двигателями Чита XV, мощностью 420 л.с. с пропеллерами Rotol изменяемого шага.
Позднее Мк12 стали обозначаться как Серия 2, что указывало на цельнометаллические крылья, вместо традиционных деревянных. Были выпущены санитарные варианты обеих моделей самолетов, их первые полеты состоялись 30 июля и 27 октября 1944г. соответственно. В Йедоне выпустили 91 самолет Мк11 и 254 самолет Мк12. Предполагалось, что самолеты Anson XIII и XIV будут использоваться для обучения воздушных стрелков и оснащаться двигателями Чита XI или XIX, и только Чита XIX соответственно, но они, также как и самолеты Anson XV и XVI, которые должны были стать учебными самолетами по навигации и бомбометанию, так и не выпускались серийно. Обозначение Anson XVII не использовалось. В начале 1945г. компания выпустила модель Мк XI, в соответствии с требованиями №19 Брабазонского комитета по гражданским самолетам; этот самолет был назван Avro Nineteen. Он стал обслуживать внутренние британские маршруты. Тот же самый самолет в составе ВВС Великобритании был назван Anson С.19. 264 такие машины были построены между 1945 и 1947гг. Двадцать самолетов были переделаны из Мк XII и 158 относились к самолетам Series 2 с металлическими крыльями и хвостовым оперением. Вновь было открыто серийное производство в Вудфорде, где произведено три самолета Серии 1 и 167 машин Серии 2, в то время как в Йедоне было построено 137 самолетов Серии 1 и 18 - Серии 2.
Двенадцать специально оборудованных самолетов Авро 19, предназначенные для полицейского патрулирования, связи и воздушного наблюдения и обозначенные как Авро 18, были заказаны Военно-воздушными силами Афганистана. Еще 13 самолетов Anson 18С с двигателями Чита XV заказало индийское правительство для обучения гражданских экипажей. Самолет Anson Т.20 был разработан из Anson 19 Серии 2 и предназначался для эксплуатации в Южной Родезии в качестве учебно-тренировочного самолета для обучения навигации и бомбометанию. Он имел прозрачный нос для оператора бомбометания и держатели для подвески 16 учебных бомб под фюзеляжем и крыльями. Первый полет этого самолета состоялся 5 августа 1947 г. Были изготовлены 59 моделей Т.20. Несколько другим требованиям отвечал Anson Т.21 - тренажер по обучению навигации, у которого не было прозрачного носа и бомбодержателей, как у Т.20, но во всем остальном он был ему подобен. Вслед за полетом опытного самолета 6 февраля 1946 г., завод в Йедоне построил 252 самолета. Т.21 оказался не последним вариантом; был еще немного отличающийся от него Т.22. Всего построено 44 этих самолетов-радиотренажеров, а опытная машина совершила свой первый полет 21 июня 1948 г. Долгая летная карьера самолетов Anson официально закончилась 28 июня 1948 г., но многие из них продолжали эксплуатироваться и в 50-х годах.
Тактико-технические характеристики самолёта:
Год принятия на вооружение - 1935
Размах крыла - 17,2 м
Длина - 12,88 м
Высота - 3,99 м
Площадь крыла - 38,09 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2440
- нормальная взлетная - 3630
Тип двигателя - 2 ПД Armstrong Siddеley Cheetah IX
Мощность - 2 х 350 л.с.
Максимальная скорость - 303 км/ч
Крейсерская скорость - 254 км/ч
Практическая дальность - 1270 км
Практический потолок - 5790 м
Экипаж - 3-5 чел
Вооружение: 1 неподвижный, направленный вперед 7,7-мм пулемет по левому борту в носовой части и
1 7,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели; до 163 кг бомб.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru