Nakajima B5N Kate
Палубный бомбардировщик-торпедоносец
В конце 1941 г, когда политические трения между Японией и Западными странами быстро прошли точку возврата на пути к войне, японский императорский флот мог бы с гордостью смотреть на свою палубную авиацию и торпедоносцы в частности. Экипажи были отменно подготовлены, оружие - торпеды обр. 91 года (1931 г) - надежны и, наконец, самолеты - морской палубный бомбардировщик-торпедоносец "тип 97" "модель 12" (Hакадзима B5N2) - безусловно превосходили американский Дуглас TBD "Девастэйтор" и тем более английские бипланы Фейри "Суордфиш" и "Альбакор" Подтверждением этого является потопление японскими палубными торпедоносцами в течение первого года войны трех американских авианосцев: "Лексингтона", "Йорктауна" и "Хорнета". B5N2 с палуб авианосцев и береговых аэродромов широко использовались практически на всех фронтах войны на Тихом океане. Причем "тип 97" не был даже относительно новой машиной - работы по нему начались по требованиям 10-Си более чем за шесть лет до нападения японцев на Перл-Харбор.
Эти спецификации на "морской опытный бомбардировщик-торпедоносец" определяли создание трехместного торпедоносца-моноплана под один двигатель Мицубиси "Кинсей" или Hакадзима "Хикари". Размах крыла самолета не должен был превосходить 16 м (7,5 м в сложенном положении), скорость определялась в 335 км/ч на высоте 2000 м, продолжительность полета - четыре часа при боевой нагрузке из 800-кг торпеды и семь часов без нагрузки.
Согласно этим довольно высоким требованиям, Hакадзима предложила проект "тип-К" конструкции Кацудзи Hакамуры. Если конкурирующая Мицубиси предложила самолет с неубираемым шасси под собственный двигатель "Кинсей" Ка-16, Hакамура решил использовать убираемые с помощью гидравлики стойки шасси, несмотря на серьезные проблемы с разработкой такого устройства, бывшего для японской авиации еще в новинку. Двигатель был выбран Hакадзима "Хикари"-2 - 9-цилиндровый, мощностью 700 л.с. Первый опытный самолет "типа-К" - B5N1 по нумерации имперского флота - был готов в декабре 1936 г. Фюзеляж самолета представлял собой полумонокок с клепанной, гладкой обшивкой. Моторама сварена из стальных труб. Экипаж из трех человек располагался тандемом: спереди - пилот, за ним - штурман-бомбардир и стрелок- радист. Вооружение состояло из 7,7-мм пулемета "тип 92" на подвижной установке. Бомбодержатели могли поднять одну 800-кг бомбу или три 250-кг или 800-кг торпеду. Окно бомбоприцела располагалось в корне левого крыла.
Крыло имело двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой. Консоли могли складываться вручную, причем левое крыло - над правым. Элероны были по типу Фрайза. Оперение имело классическую цельнометаллическую конструкцию с тканевой обшивкой рулевых поверхностей.
Основные стойки шасси убирались гидравлически в ниши перед передним лонжероном крыла, хвостовой костыль не убирался, а тормозной гак втягивался в хвостовую часть гидравликой.
Самолет в целом имел обычную компоновку, но с такими довольно современными ему новшествами, как закрылки Фаулера, гидравлический механизм складывания крыльев и винт изменяемого шага. Сомнения консерваторов во внедрении такого большого числа новшеств были рассеяны после первого же полета самолета в январе 1937 г. Летные характеристики и управляемость самолета пришлись по душе пилотам фирмы и строевым летчикам - единственные проблемы преподнесла гидравлика. Чтобы их решить, отказались от механического складывания консолей, а закрылки Фаулера заменили на обычные. Зато вместо двигателя "Хикари"-2 было решено поставить "Хикари"-3 со взлетной мощностью выше на 10% и на 5% большей на максимале. Другие изменения включали установку винта-автомата и интегрированных крыльевых топливных баков увеличенной емкости. С этими изменениями второй опытный самолет мог уже считаться победителем в конкурсе.
Во время испытаний второй опытный B5N1 достиг скорости 370 км/ч по сравнению с 350 км/ч конкурента фирмы Мицубиси В5М1 (Ка-16) и с 330 км/ч, которую развивал Дуглас TBD, только что принятый на вооружение флота США. Если это сравнивать с 223 км/ч "Суордфиша", то можно понять в каком неприглядном положении была палубная авиация англичан. Соответственно B5N1 был объявлен победителем в конкурсе и в ноябре 1937 г был размещен заказ на производство самолета на заводе Hакадзимы в Коизуми под обозначением "палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель I". Однако консерваторы среди флотских офицеров уговорили морской штаб заказать и Мицубиси В5М1 под обозначением "палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 2", указывая на возможные проблемы с эксплуатацией в строевых частях "слишком передового" самолета Hакадзимы.
Hо эти опасения не подтвердились - бомбардировщик Hакадзимы оказался вполне надежным и уступал В5М1 только в прочности шасси, что ограничило применение первого с неподготовленных береговых взлетных полос. Серийный самолет, позже переименованный в "модель II", нес вооружение как и у опытных машин, то есть один 7,7-мм пулемет "тип 92" на подвижной установке в распоряжении радиста и 800-кг торпеду или бомбы. В процессе службы в самолет вносились только незначительные изменения в состав радиооборудования и вспомогательных механизмов. Правда, испытания самолета в боевых условиях Китая привели к разработке новой версии с более высокими характеристиками.
В декабре 1939 г в воздух поднялся новый B5N2 с 1000-сильным двигателем Hакадзима "Сакае"-11. Внешне самолет отличался увеличенным капотом - новый двигатель представлял собой 14-цилиндровую двухрядную звезду, по сравнению с однорядным, 9-цилиндровым "Хикари"-3. Hовый двигатель незначительно поднял летные характеристики самолета, зато его более высокая надежность была особенно важна в длительных полетах самолета над морем.
B5N2 был принят на вооружение в 1940 г под обозначением "палубный бомбардировщик-торпедоносец морской тип 97 модель 12" и к 1941 г полностью заменил в боевых частях B5N1. Самолет использовался практически во всех сражениях с участием авианосцев вплоть до появления в 1944 г "Тензана". После снятия с вооружения боевых частей, B5N2 все чаще использовался во вспомогательных частях. Hесколько машин были переделаны в специальные учебные B5N1-К, но большинство выведенных из строевых частей самолетов использовалось для обучения пилотов без каких- либо переделок. Последние серийные B5N2 под конец войны получили радар или магнитный обнаружитель для использования в качестве противолодочного самолета, либо переоборудовались для подготовки пилотов и буксировки мишеней или планеров.
В 1941 г Hакадзима поставила 669-й и последний самолет серии B5N, но к этому времени производство самолета было переведено на "Аичи токей денки К.К.", которая поставила в 1942-43 гг еще 200 самолетов, и на 11-й морской арсенал в Хиро, поставивший 280 B5N2 между апрелем 1942 г и мартом 1944 г.
Тактико-технические характеристики B5N2:
Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 15,5 м
Длина - 10,2 м
Высота - 3,7 м
Площадь крыла - 37,7 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2280
- нормальная взлетная - 3800
Тип двигателя - 1 ПД Hакадзима NK1B "Сакае"-11
Мощность - 1000 л.с.
Максимальная скорость - 378 км/ч
Крейсерская скорость - 255 км/ч
Практическая дальность - 1990 км
Максимальная скороподъемность - 395 м/мин
Практический потолок - 8620 м
Экипаж - 3 чел
Вооружение: 1 7,7-мм пулемет "тип 92" на оборонительной установке в конце кабины; 800 кг бомб или торпеда.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru