Douglas C-47 (DC-3) Skytrain
Средний транспортный самолет
Классический авиалайнер всей мировой авиации Douglas DC-3 к концу 1991 г. находился в эксплуатации непрерывно в течение 55 лет. Вряд ли кто мог предположить такую долговечность этого проекта, когда в 1934 г. авиакомпания American Airlines обратилась с просьбой к компании Дуглас разработать увеличенный вариант самолета DC-2, чтобы обеспечить спальными местами трансконтинентальные рейсы. В результате появился самолет Дуглас DST (DST - Douglas Sleeper Transport) с 16-спальными местами, который совершил свой первый полет 17 декабря 1935 г. Существовал, однако, и 24-местный дневной вариант этого самолета, обозначенный DC-3. Он-то и добился благодаря своей надежности доминирующих позиций на национальных авиалиниях и популярности во всем мире. В США было выпущено 10692 таких самолета; еще около 2000 были построены по лицензии в СССР под обозначением Лизунов Ли-2. Надежная конструкция DC-3 привела к тому, что авиакомпании других стран охотно стали приобретать эти прекрасные машины.
Свободнонесущий низкоплан, самолет DC-3 имел цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки на рулевых поверхностях. Особенностью его крыла являлась многолонжеронная конструкция (заимствованная от DC-1). Самолет имел цельнометаллический фюзеляж почти круглого поперечного сечения, убирающееся трехопорное шасси с самоориентирующимся хвостовым колесом и свободнонесущее цельнометаллическое оперение. Гражданские DC-3 сыграли огромную роль в прокладке надежных национальных авиамаршрутов. Рекорд периода 1936-41гг., когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США и чья безопасность стала почти легендарной. Гражданские модели (включая DST) были построены в пяти сериях, и стандартной силовой установкой были двигатели либо Райт SGR-1820, либо Пратт-Уитни Твин Восп мощностью от 1000 и 1200 л.с. при различном максимальном взлетном весе. Для использования DC-3 как военно-транспортного самолета производилось усиление задней части фюзеляжа и пола кабины, а также оснащение большими грузовыми дверями. Силовая установка первоначального серийного варианта состояла из двух звездообразных поршневых двигателей Пратт-Уитни R-1830-92 мощностью 895 кВт (1200 л.с.).
Заказанные в 1940 г., эти самолеты получили обозначение C-47 Skytrain. Самолеты С-47 принимали участие в боевых операциях в Сицилии, Бирме и Нормандии. Многие из них были поставлены по ленд-лизу в Великобританию, где обеспечивали высадку союзных войск в Нормандии (в Британии они были названы Дакота). С-47 участвовали в Корейской войне и под обозначением AC-47D были развернуты во Вьетнаме, хорошо вооруженные стрелковым оружием. Военно-морские силы США и Корпус морской пехоты также использовали этот самолет под основным обозначением R4D. Кроме перевозки грузов и личного состава позднее их применение включало радиопротиводействие радарам, борьбу с кораблями и использование в Антарктике. Когда варианты DC-3/С-47 вышли на послевоенный рынок, большинство подверглись модификациям. Популярность самолета DC-3 побудила компанию
Дуглас подобрать подходящую замену. Было решено модернизировать, два бывших в употреблении DC-3. Они имели расширенный и усиленный фюзеляж для того, чтобы разместить салон на 30 пассажиров; были добавлены дополнительные окна, а также установлена дверь с пассажирским трапом. Силовая установка первого опытного самолета представляла собой два двигателя Райт R-1820-C9HE Циклон мощностью 1475 л.с.; второй имел звездообразные поршневые двигатели Пратт-Уитни R-2000-D7 мощностью 1450 л.с. Обозначенный DC-35, или Super DC-3, первый из этих модифицированных самолетов совершил полет 23 июня 1949 г. Испытания дали отличные результаты, продемонстрировали значительно лучшие летные характеристики по сравнению с базовым DC-3. Однако многими авиакомпаниями уже эксплуатировались более быстрые и более комфортабельные самолеты, и рискованная игра компании потерпела неудачу.
Модификации самолета:
DST - первоначальная модель с размещением 28 пассажиров и двигателями Wright Cyclone (построен 21 самолет).
DST-A - подобный самолету DST, но оснащенный звездообразными поршневыми двигателями Pratt & Whitney Twin Wasp (построено 19 самолетов).
DC-3 - базовая пассажирская модель для дневных полетов с размещением от 21 до 28 человек и звездообразными поршневыми двигателями Циклон (построено 266 машин).
DC-3A - базовая пассажирская модель для дневных полетов, подобная DC-3, но оснащенная звездообразными поршневыми двигателями Твин Восп (построено 114 машин).
DC-3B - конвертируемая модель с сиденьями-койками в переднем салоне и сиденьями в заднем салоне, рассчитанная на 28 пассажиров для дневных полетов и нескольких человек для ночных полетов; (построено 10 машин).
С-41А - первоначальная военная модель, фактически вариант DC-3A с военным снаряжением, вращающимися сиденьями и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-21 Твин Восп; (построен 1 аппарат).
С-47 - первоначальная серийная военная модель с увеличенным на 15,2 см размахом крыла, с новым расположением топливных баков, со звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92, с маленьким астрокуполом, вмещавшая 2722 кг полезного груза или 28 парашютистов, или 14 раненых с тремя сопровождающими (построено 965 самолетов).
С-47А - улучшенный самолет С-47 с 24-вольтовой, а не 12-вольтовой, как у предыдущей модели, электросистемой (построено 5253 машины).
RC-47A - послевоенная модификация, применявшаяся в Корее для разведывательных операций и для сбрасывания осветительных бомб.
SС-47A - послевоенный поисково-спасательный вариант, в 1962 г. получил новое обозначение HC-47A.
VC-47A - послевоенная модификация серийного выпуска самолетов, предназначенных для перевозки личного состава.
С-47B - вариант, разработанный для полетов "над снежным куполом" между Индией и Китаем, с усовершенствованным обогревом и звездообразными поршневыми двигателями R-1830-90C с двухступенчатыми нагнетателями; эта модель оказалась не совсем удачной, и многие аппараты были потом приведены к стандарту С-47D (построено 3232 машины).
ТС-47В - модель учебного самолета для обучения навигации (построено 133 самолета).
VC-47B - модификация C-47B для перевозки личного состава. XC-47C: экспериментальная модель, на которой были смонтированы два амфибийных поплавка Edo Model 78, каждый из которых был способен вмеcтить около 1136 л топлива; было поставлено 150 комплектов поплавков для их установки в полевых условиях.
C-47D - обозначение самолета C-47В после удаления верхнего нагнетателя.
AC-47D - обозначение 26 самолетов для контроля за воздушными маршрутами, применявшихся в военно-транспортной авиации с 1953 по 1962 г., когда они получили новое обозначение ЕС-47D.
AC-47D - обозначение 1965 г. для самолетов, оборудованных пулеметными платформами с тремя пулеметами General Electric Minigun калибра 7,62 мм, стреляющих через четвертое и пятое окна и через открытую дверь c левой стороны фюзеляжа.
RC-47D - разведывательный вариант.
SC-47D - поисково-спасательный вариант; в 1962г. получил обозначение HC-47D.
TC-47D - модификация в качестве учебного самолета.
VC-47D - модификация для перевозки личного состава.
С-47Е - 8 машин,модифицированных компанией Pan American для Военно-воздушных сил США постановкой звездообразных поршневых двигателей Пратт-Уитни R-2000-4 мощностью 1290 л.с.) для использования в качестве самолетов для контроля за воздушными маршрутами.
YC-47F - один самолет Super DC-3, прошедший оценку Военно-воздушными силами США под обозначением YC-129.
С-47М - обозначение самолетов С-47H и С-47J, оснащенных специальным электронным оборудованием для использования во вьетнамской войне.
ЕС-47N - версия C-47A, специально оснащенная для радиоэлектронной разведки во Вьетнаме.
ЕС-47Р - вариант С-47D, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме.
ЕС-47Q - вариант с двигателями R-2000-4, оснащенный для электронной разведки во Вьетнаме.
C-48 - C-52D - несерийные варианты, принятые на стадии постройки, или реквизированные во время войны.
С-53 Skytrooper - вариант для перевозки войск с 28 сиденьями, крюком для буксировки планера, без грузовой двери и оснащенный звездообразными поршневыми двигателями R-1830-92 (221 самолет построен в Санта Монике).
ХС-53А - самолет С-53, модифицированный в 1942 году щелевыми закрылками вдоль всего размаха крыла и воздушно-термической противообледенительной системой.
С-53В - восемь самолетов С-53, модифицированных в 1942г. для арктических полетов с оборудованием, рассчитанным на зимние условия, и дополнительными топливными баками.
С-53D - идентичен самолету С-53, с установкой сидений не вдоль бортов фюзеляжа, а поперек.
С-117А - транспортный самолет для перевозки личного состава с сиденьями на 21 человека и в целом подобный самолету С-47В (17 машин построено в Оклахома Сити).
С-117В - 11 самолетов С-117А, модифицированных путем удаления верхних нагнетателей с их звездообразных поршневых двигателей R-1830-90С.
С-117С - обозначение для моделей VC-47, переоборудованных в стандарт самолета С-117В.
С-117D - обозначение 1962 г., принятое для самолетов R4D-8.
XCG-17 - экспериментальный планер для перевозки войск.
R4D-1 - первоначальная грузовая модель для ВМС США, в основном подобная самолету С-47, но с дополнительной морской аппаратурой (100 машин построено в Лонг Бич).
R4D-2 - два самолета DC-3, применявшиеся ВМС США в качестве самолетов для перевозки личного состава; позднее они получили обозначение R4D-2F и R4D-2Z.
R4D-3 - 20 транспортных самолетов С-53 для перевозки пассажиров, полученные от ВВС США.
R4D-4 - 10 самолетов DC-3, использовались ВМС США в качестве транспортных для перевозки пассажиров; некоторые из них были позднее переделаны в самолеты для электронного противодействия под обозначением R4D-4Q.
R4D-5 - 238 самолетов С-47А, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие самолеты получили новое обозначение С-47Н в 1962г.
R4D-5Е - самолет R4D-5, модифицированный для специальных радиоэлектронных операций.
R4D-5L - самолет R4D-5, модифицированный для работы в Арктике и Антарктиде; позднее получил обозначение LC-47H.
R4D-5Q - самолет R4D-5, модифицированный для радиоэлектронного противодействия и постановки помех радарам; позднее получил обозначение ЕС-47Н.
R4D-5R - самолет R4D-5, модифицированный для перевозки пассажиров; позднее ТС-47Н.
R4D-5S - самолет R4D-5, модифицированный для обучения боевому применению морской авиации; позднее SC-47H.
R4D-5T - самолет R4D-5, модифицированный для обучения навигации.
R4D-5Z - самолет R4D-5, модифицированный для транспортировки личного состава; позднее VC-47H.
R4D-6 - 150 самолетов С-47В, полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие машины получили обозначение С-47J в 1962г.; варианты, эквивалентные различным моделям R4D-5, обозначались как R4D-6Е, R4D-6L(LC-47J), R4D-6Q (EC-47J), R4D-6R (TC-47J), R4D-6S (SC-47J), R4D-6T и R4D-6Z (VC-47J).
R4D-7 - 47 самолетов ЕС-47В полученных ВМС США по контрактам, заключенным ВВС США; уцелевшие экземпляры получили обозначение ТС-47К в 1962 г.
Dakota Мк I - самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47 (52 самолета были получены по ленд-лизу).
Dakota Мк II - самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-53 (девять самолетов были получены по ленд-лизу).
Dakota Мк III - самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47А (12 самолетов были получены от ВВС США и 950 поставлены по ленд-лизу).
Dakota Мк IV - самолет ВВС Великобритании, аналогичный варианту С-47В (896 самолетов были получены по ленд-лизу).
Showa L2D - в 1938г. компания Митцуи приобрела лицензию на производство самолетов DC-3 в Японии и Маньчжурии и также купила 13 экземпляров DC-3 и семь DC-3A; компания Шова построила 414 транспортных самолетов L2D для Имперского флота Японии: L2D2 - самолет для перевозки пассажиров со звездообразными поршневыми двигателями Kinsei 43 мощностью 1000 л.с.; L2D3 - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 51 мощностью 1300 л.с.; L2D3a - самолет для перевозки пассажиров с двигателями Кинсей 53 мощностью 1300 л.с.; L2D3-1 - грузовой самолет с двигателями Кинсей 51; L2D3-1а - грузовой самолет с двигателями Кинсей 53; L2D4 - самолет для перевозки пассажиров, но с пулеметом калибра 13,2 мм в надфюзеляжной турели и с двигателями Кинсей 51; L2D4-1 - грузовой вариант самолета L2D4 и L2D5 - самолет для перевозки пассажиров, за основу которого был взят L3D4, но построенный из дерева и стали и оснащенный двигателями Кинсей 62 мощностью 1560 л.с.; еще 71 самолет L2D2 был построен компанией Nakajima.
Super DC-3 (DC-35): усовершенствованный послевоенный вариант, первоначально известный как DC-3S (построено 2 самолета).
R4D-8X - обозначение ВМС США для опытного самолета YC-129/YC-47F, когда проводились его оценочные испытания для морского применения.
R4D-8 - обозначение 100 самолетов ВМС США, модифицированных в стандарт Super DC-3 из R4D-5, R4D-6 и R4D-7; некоторые самолеты были также модифицированы для выполнения специальных функций, например, R4D-8Т (ТС-117D) - учебный самолет, R4D-8Z (VС-117D) - самолет для перевозки личного состава и R4D-8L (LС-117D) - зимний вариант транспортного самолета; после 1962 г. все уцелевшие R4D-8 получили обозначение серий С-117D
Тактико-технические характеристики самолета C-47:
Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 28,96 м
Длина - 19,57 м
Высота - 5,16 м
Площадь крыла - 91,69 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 7698
- нормальная взлетная - 11793
Тип двигателя - 2 ПД Pratt & Whitney R-1830-93 Twin Wasp
Мощность - 2 х 1200 л.с.
Максимальная скорость - 369 км/ч
Крейсерская скорость - 298 км/ч
Практическая дальность - 3420 км
Боевая дальность - 2410 км
Максимальная скороподъемность - 345 м/мин
Практический потолок - 7070 м
Экипаж - 3 чел
Полезная нагрузка: 2722 кг полезного груза или 28 парашютистов, или 14 раненых с 3 сопровождающими.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru