Dornier Do.217
Средний бомбардировщик
В начале 1940 г появился новый опытный Do.217-V9 с двигателями ВМW-801МА - 14-цилиндровыми радиальными воздушного охлаждения, мощностью 1580лс на взлете. Этот самолет послужил прототипом для Do.217e. Главным отличием новой машины была большая по всей длине высота фюзеляжа. Все центральные и задняя секции фюзеляжа почти до хвоста делились перегородкой на верхнюю и нижнюю части. В нижней части размещался бомбоотсек, а верхняя имела поперечные шпангоуты, воспринимающие вес боевой нагрузки, топливный бак и отсек для спасательной лодки. Бомбоотсек был длиной 4,5 м, шириной 1,75 м и мог вместить торпеду. Его люк был трехстворчатым. Двигатели оснащались трехлопастным деревянным винтом "Шварц" и монтировались к переднему лонжерону при помощи четырех шаровых шарниров. Вся механизация самолета осуществлялась с помощью электроприводов, включая выпуск шасси и открытие бомболюка.
Подготовка к серийному производству продолжалась в начале всего 1940 г. Первый предсерийный Do.217e-0 сошел со сборочной линии осенью, а серийный Do.217e-1 в конце года. Последний был в целом подобен V9, но, так как предназначался только на роль горизонтального бомбардировщика, был без воздушного тормоза. Бомбоотсек вмещал либо восемь 250кг бомб, либо четыре по 500кг, либо две по 1000 кг. Для штурмовки использовалась 15мм пушка МG-151 в нижней части кабины с 250 патронами, огонь из которой вел пилот. Оборонительное вооружение состояло из пяти пулеметов МG-15 на карданных подвесах.
С фотокамерами, установленными в бомбоотсеке, 10 Do.217e-0 и Е-1 были в конце 1940 г поставлены в 2.(F)/11. В январе 1941 г эта эскадрилья была переведена в Румынию для участия в тайных разведполетах над границами Советского Союза. Первой частью, использовавшей Do.217e-1 в бою была KG.40. 2-й полк этой эскадры был сформирован в марте 1941 г дпя противокорабельных действий в составе командования "Атлантик".
Хотя Do.217e-1 показал себя в первых боях вполне надежно, боевой опыт потребовал усилить вооружение, увеличить бомбовую нагрузку, установить бронезащиту и в целом поднять живучесть самолета. Эти изменения привели к варианту Do.217e-3. В носовой части была установлена пушка МGFF, предназначенная для подавления ПВО кораблей. За местом пилота в боковых окнах были установлены пулеметы МG-15. Таким образом Do.217e-3 имел внушительный состав оборонительного вооружения из семи 7,9мм пулеметов, но реально оборонительные возможности были серьезно ослаблены тем, что пять из них обслуживал один радист. Защита экипажа обеспечивалась 5- и 8,5мм бронеплитками за кабиной, на верхней части фюзеляжа сразу за кабиной и в зоне расположения нижнего стрелка. Пилот защищался бронеспинкой. Бронеплитки были и у боковых пулеметов. Благодаря применению различных "наборов полевой установки" самолет приобрел многоцелевые возможности.
Наиболее часто применялись следующие варианты:
R-1 - специальный держатель под одну 1800 кг бомбу с кольцевым стабилизатором (на E-2 и E-3); R-2 - два внешних держателя под консолями под пару 250кг бомб (Е-2 и E-3); R-4 - держатель РVС-1006 под одну торпеду L-5 (на Е-1, -2, -3, -4 и К-1); R-5 - одна 30мм пушка МК-101 в носу (Е-2 и -3); R-6 - установка фотокамер в бомбоотсек (Е-1, -2, -4, К-1 и М-1); R-7 - четырехместная спасательная шлюпка над бомбоотсеком за крылом (Е-1, -2, -4 и К-1); R-8 - дополнительный 750л бак в передней части бомбоотсека (Е-1); R-9 - дополнительный 750л бак в задней части бомбоотсека (Е-1); R-10 - два держателя ЕТС-2000/ХII для ракет Нs-293 под крылом (Е-2, -4 и К-1); R-13 - топливный бак в передней части бомбоотсека (Е-2, -4 и К-1); R-14 - топливный бак в задней части бомбоотсека (Е-2, -4 и К-1); R-15 - два держателя ЕТС-2000/XII для ракет Нs-293 между фюзеляжем и гондолами двигателей (Е-4 и К-1); R-17 - один топливный бак на 1150л в передней части бомботсека (Е-4 и К-2); R-19 - один МG-81Z (спарка пулеметов МG-81) в хвостовом конусе (Е-2,-4, К-1, -2, М-1 и М-11); R-21 - держатели под сбрасываемые подвесные баки (Е-З, -4 и К-1); R-25 - тормозной парашют (Е-4, К-1, -2, М-1, -11 и Р).
Несмотря на проблемы с воздушным тормозом, РЛМ все еще требовало обеспечить Do.217 возможность бомбометания с пикирования, и в октябре 1940 г перед появлением Е-3 был выпущен Do.217-V11 - прототип Е-2. Самолет предназначался на роль пикировщика, и хотя реально не был оснащен воздушным тормозом, на нем осталась "на всякий случай" жесткая проводка от кабины пилота до хвоста, которая использовалась для его привода. Позже она осталась и на Е-3. На Е-2 воздушный тормоз был модифицирован, но главным отличием самолета стала верхняя башня с пулеметом МG-131 и электроприводом, что значительно увеличило обороноспособность машины. Одновременно пулемет МG-15 в нижней установке был заменен на МG-131 с 1000 патронами. Остались два боковых МG-15, еще один на подвижной установке вперед и фиксированная пушка МG-151. Двигательная установка состояла из двух ВМW-801МL такой же мощностью, что 801МА, но с другим винтом - вместо деревянного "Шварца" был металлический большего диаметра - 3,9 м вместо 3,8.
РЛМ потребовало высшего приоритета для запуска Do.217e-2 в серию, и с весны 1941 г зта модель выпускалась иараллельно с Е-1. Небольшое число серийных Е-2 поступило в Stab.St.G.2 - штабную эскадрилью эскадры Ju.87, где проходили с начала лета 1941 г войсковые испытания. Результаты были неблагоприятными. Хотя механизм открытия тормоза работал теперь хорошо, задняя часть фюзеляжа все еще испытывала слишком большие нагрузки. При полном открытии воздушного тормоза могли быть повреждения в конструкции. Иногда ломалась и сама жесткая проводка управления тормозом - на этот случай воздушный тормоз можно было сбросить. Однако, из-за особой привязанности Технического департамента к бомбометанию с пикирования, последний игнорировал результаты испытаний.
Чтобы решить разом все проблемы, летом "Дорнье" оснастила 36-й серийный Do.217e-2 новым воздушным тормозом в виде решетки, поворачивающейся на 90град, установленной между фюзеляжем и гондолами двигателей. Проводилась серия испытаний под Фридрихсгафеном, во время одного из которых пилот при выводе самолета из пикирования на высоте 800 м убрал воздушный тормоз, а связанный с ним триммер руля высоты не вернулся в нейтральное положение - его заклинило. Самолет разбился. Тем временем "Дорнье" стала поставлять в боевые части Do.217e-2 в комплекте с обычной хвостовой частью, уложенной в бомбоотсек. При прибытии на место механики снимали воздушный тормоз и заменяли на обычную хвостовую часть. В конце концов на исходе лета 1941 г РЛМ признало неудачу с этой затеей и больше не требовало использования Do.217 в качестве пикировщика.
В течении 1941 г поставки Е-2 и Е-3 продолжались - их получили три полка KG.2, которая с осени базировалась у Ла-Манша для действий против Англии, а в II/КG.40 они использовались для атаки кораблей в Северном море. В противокорабельном варианте 15мм пушка МG-151 заменялась на 20мм MGFF. Кроме того, в обслуживающих подразделениях на самолетах вносились различные изменения для повышения боевой эффективности. К концу 1941 г в люфтваффе было поставлено около 300 Do.217e, включая предсерийные Е-0, первые Е-1 выпуска 1940 г, до 100 Do.217e-З, а оставшиеся - пополам Е-1 и Е-2.
В конце 1941 г сборочная линия переключилась на Do.217e-4, который поступил в боевые части в 1942 г. Он незначительно отличался от своего предшественника. Двигатели стали ВМW-801С; самолет был оснащен так называемым "Куто-назе" - резаками тросов аэростатов заграждения. Небольшое число последних выпущенных самолетов было приспособлено под носители ракет Нs-293А и получили обозначение Do.217e-5. Они имели под консолями держатели ЕТС-2000/ХII, передатчик системы наведения ракеты "Телефункен" FuG-203b "Киль-III", работавший на приемник ракеты "Страсбург" FuG-230b, и "кнюпель" - ручку управления, с помощью которой бомбардир выводил ракету на линию визирования. В крыльях было установлено оборудование для обогрева горячим воздухом ракеты, требовавшей постоянной температуры. Несколько Е-5 использовались в учебно-испытательной команде "36" в Гарце на побережье Балтийского моря. Эта часть имела задачу довести до боевого применения НS-293 и FХ-1400 и подготовить персонал для их использования. Другая часть - II/КG.100 25 августа 1943 г совершила первый боевой пуск Нs-293А по эсминцам союзников в Бискайском заливе.
Обозначения Do.217f и G были зарезервировано за двумя проектами 1941 г, которые так и не были реализованы. Do.217h был модернизацией 21 серийного Do.217e с DB-601, оснащенных в сентябре 1941 г опытными нагнетателями для высотных испытаний в Эхтердингене. Следующей серийной моделью бомбардировщика стал Do.217k-1, поступивший на испытания 31 марта 1942 г.
Он довольно заметно отличался от своего предшественника. Наиболее бросающимся в глаза изменением была полностью перепроектированная носовая часть фюзеляжа - весь нос был остеклен. Двигатели ВМW-801С были заменены на ВМW-801Ds, работавшие на 96-октановом бензине. Мощность этого мотора составляла 1700лс на взлете и 1440лс на высоте 5700 м. Оборонительное вооружение состояло из МG-81Z (спарка пулеметов МG-81) с 1000 патронами в носовой части, пулемета МG-131 с 500 патронами в верхней электрофицированной башне, такого же нижнего пулемета с 1000 патронами и двух боковых МG-81 с 750 патронами на ствол.
Do.217k предназначался в основном на роль ночного бомбардировщика. Первый серийный самолет поступил со сборочной линии в конце лета 1942 г и был включен в состав KG.2 осенью. Ему предшествовали три опытных самолета, первый из которых некоторое время испытывался с опытным однокилевым оперением. Третий опытный Do.217k-VЗ позже использовался в качестве носителя высотного самолета DSF.228-V1. Do.217k-1 стал первой моделью со стандартной установкой в хвостовой части тормозного парашюта R-25. В 1944 г проводились эксперименты с установкой держателей ЕТС-2000/ХII под консолями (по образцу R-10) и под гондолами двигателей (R-15). Это позволяло нести не меньше четырех торпед L-5, хотя реально такая боевая нагрузка не использовалась.
В декабре 1942 г была сделана версия бомбардировщика специально в качестве носителя ракет FХ-1400 "Фриц-Х" - Do.217k-2. Оснащение включало передатчик управления ракетой FuG-203а "Киль-1", работавший на приемник ракеты FuG-230а "Страсбург". Держатели ЕТС-2000/ХII располагались под центропланом. Размах крыла был увеличен с 19 до 24,8 м, а площадь с 55,1 до 64,9кв.м. 1160л бак монтировался в передней части фюзеляжа (R-17) уже в базовом варианте, а в хвостовой части располагались четыре пулемета МG-81. Они в случае необходимости могли быть дополнены еще парой МG-81 в конце каждой двигательной гондолы с 250 патронам на ствол. Эта батарея управлялась пилотом с помощью перископа RF-2С с прицелом РV-1В.
Do.217k-3 был в целом подобен К-2, но имел новые передатчики FuG-203с или 203d "Киль-IV" и был способен нести и "Фриц-Х" и Hs-293.
Do.217k-2, действовавшие в составе III/КG.100 из Марселя, применили первый раз в боевых условиях ракеты "Фриц-Х" 29 августа 1943 г на Средиземном море - всего через четыре для после дебюта ракет НS-293А.
Весной 1943 г на заводе "Дорнье" в Левентхале два опытных самолета были модернизированы в варианты Do.217l-V1 и V2, c изменением кабины и состава вооружения. В серию данный вариант не попал. Последней серийно выпускавшейся моделью стал Do.217m, строившийся параллельно с Do.217k. В 1942 г, чтобы застраховаться от всяких неожиданностей с выпуском двигателей ВМW-801d, на планер Do.217k-1 были установлены двигатели "Даймлер-Бенц" DB-603А, что и дало Do.217m-1. Обе модели выпускались и использовались параллельно. DВ-603А обеспечивал в целом такие же летные характеристики, что и у модели с ВМW. Самолет нес тот же состав оборонительного вооружения и ту же боевую нагрузку. Один Do.217m-1 (заводской номер 56051) попал в руки союзников в ночь на 24 февраля 1944 г, когда самолет из II./КG.2 во время налета на Лондон получил незначительные повреждения от зенитного огня. Экипаж быстро оставил машину на высоте 3000 м, а покинутый самолет на пологом снижении сел почти без повреждений у Кембриджа.
До завершения производства Do.217 в конце 1943 г, "Дорнье" проводила работы по созданию на его базе высотного бомбардировщика-разведчика Do.217p. На нем были сохранены крыло, оперение, конструкция фюзеляжа и шасси от Е-2. Первый опытный Do.217p-V1 был оснащен двумя двигателями DB-603В, и компрессором с приводом от DB-605Т. Этот вариант имел обозначение "НС-анлаг". Двигательная установка в сумме выдавала на взлете 3500 л.с., на высоте 2100 м 3720 л.с. и на высоте 5700 м 3240 л.с. На высоте 13725 м максимальная мощность составляла 2880 л.с., а на номинале - 2640 л.с. DB-605Т, приводивший двухступенчатый компрессор, располагался в центральной части фюзеляжа. Большие промежуточные радиаторы располагались между фюзеляжем и гондолами двигателей. Воздухозаборники нагнетателя и DB-605Т находились под фюзеляжем за крылом. Экипаж размещался в герметичной кабине в носовой части с остеклением многочисленными плоскими панелями. В хвосте был тормозной парашют.
Первый полет состоялся в июне 1942 г. Во время испытаний была достигнута высота 13400 м. Два следующих опытных самолета Do.217p-V2 и VЗ приступили к испытаниям летом и осенью 1942 г. Они отличались в первую очередь размахом крыла - 24,5 м при площади 65кв.м. В начале 1943 г были заложены три предсерийных Do.217p-0. Первый из них полетел летом, а два остальных осенью. Все три в конце 1943 г поступили в испытательный центр Рехлин, где интенсивно испытывались, но в серию так и не пошли.
Do.217p-0 предназначался в основном на роль разведчика, способного действовать на высоте, недоступной истребителям. Его оборонительное вооружение из пары пулеметов МG-81 вперед и еще по одному пулемету назад вверх и вниз рассматривалось только для применения на малых высотах из-за проблем с герметизацией турелей. Одна фотокамера Rb-20/30 устанавливалась в фюзеляже сразу за нагнетателем, а две автоматические камеры Rb-75/30 в конце средней части фюзеляжа. В варианте бомбардировщика были предусмотрены консольные держатели на две 500-кг бомбы. В дальних полетах они заменялись на 900-л топливные баки.
Основные тактико-технические характеристики Do-217E:
Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 19,0 м
Длина - 18,2 м
Высота - 5,0 м
Площадь крыла - 55,0 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 8860
- нормальная взлетная - 15000
- максимальная взлетная - 16480
Тип двигателя - 2 ПД ВМW-801МА
Мощность - 2 х 1580 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 437
- на высоте - 510
Крейсерская скорость - 412 км/ч
Практическая дальность - 2800 км
Максимальная скороподъемность - 220 м/мин
Практический потолок - 9000 м
Экипаж - 4 чел
Вооружение: 1 неподвижная 15-мм пушка МG-151 вперед в нижней части кабины,
1 13-мм пулемет МG-131 с 500 патронами в управляемой электрически верхней башне,
1 МG-131 с 1000 патронами в нижней позиции, 1 подвижный МG-15 вперед, два в боковых окнах (плюс два управляемых дистанционно МG-81 в хвостовой установке на Do.217e-2/R-19); до 4000 кг бомб (2500 кг в бомбоотсеке), обычно 8 250 кг бомб, или 4 500 кг, или 2 по 1000 кг и 2 по 250 кг.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru