Northrop F-5A Freedom Fighter
Многоцелевой истребитель
Самолет F-5 — наиболее распространенный американский сверхзвуковой истребитель 1960-1980-х годов. Поставлялся в различные страны мира. Самолет нормальной схемы с низкорасположенным трапециевидным крылом и двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа, разработан с учетом правила площадей. Выполнен в основном из алюминиевого сплава 75ST, в конструкции поверхностей управления и механизации крыла применены клееные слоистые панели с сотовым заполнителем.
Крыло многолонжеронное, без разъемов по размаху, с толстой фрезерованной обшивкой, имеет корневые наплывы. Угол стреловидности по линии 1/4 хорд — 24 град. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен в основном из легких сплавов с применением в некоторых зонах стали, магниевых и титановых сплавов. Кабина герметическая с системой кондиционирования. Кресло летчика катапультируемое. Стреловидность стабилизатора и киля — 25 град по линии 1/4 хорд.
Самолеты F-5/T-38 выпускались серийно с 1960 по 1988 г. Всего построено 3802 самолета, которые поставлялись в ВВС и ВМС США, F-5A/B поставлялись также Канаде, Голландии, Испании, Бразилии, Эфиопии, Греции, Ирану, Иордании, Ливии, Малайзии, Марокко, Норвегии, Филиппинам, Саудовской Аравии, Тайваню, Таиланду, Турции и Южному Вьетнаму.
С конца 80-х — начала 90-х в ряде стран (Канада, Сингапур и др.) проводятся программы модернизации самолетов F-5 с целью продления сроков их службы. После модернизации 44 канадских самолета получили обозначение CF-116 и будут использоваться до 2000 г. ВВС США модернизируют самолеты Т-38 и планируют их использование до 2010 года.
Основные варианты самолета F-5/T-38:
Т-38 — учебно-тренировочный двухместный сверхзвуковой самолет фирмы Нортроп. С июля 1962 г. он получил обозначение F-5. Выпущено 1187 самолетов (1960—1972 гг.).
F-5A "Freedom fighter" — исходный одноместный истребитель-бомбардировщик. Построено 799 самолетов (1963—1972 гг.), в том числе по лицензии 164 самолета фирмой Канадэр в вариантах CF-5A для ВВС Канады и NF-5A для ВВС Голландии и 36 самолетов фирмой CASA в варианте 5Р-5А для ВВС Испании.
F-5B — двухместный учебно-тренировочный вариант F-5A. Построено 293 самолета.
RF-5A — разведывательный вариант самолета F-5A. Построено 107 самолетов.
F-5E "Tiger" II — усовершенствованный одноместный истребитель. Построено 1162 самолета (1972—1988 гг.), в том числе самолеты, собранные в Швейцарии и построенные по лицензии фирмой КА в Южной Корее и фирмой AIDC на Тайване.
F-5F — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-5E. Построено 242 самолета (1976—1988 гг.).
F-5G "Tigershark" (F-20) — модификация на базе F-5E
Тактико-технические характеристики самолета F-5A:
Год принятия на вооружение - 1963
Размах крыла - 7,7 м
- с баками на концах крыльев - 7,87
Длина - 14,38 м
Высота - 4,01 м
Площадь крыла - 15,79 кв.м
Тип двигателя - 2 х ТРД Дженерал Электрик J85-GE-13
Тяга - 2 х 12,1 кН (2 х 1240 кгс)
Топливо во внутренних баках - 2207 л
- дополнительные баки - 387,5
- ПТБ - 3 х 567,8
Максимальная скорость на высоте 11 км - 1487 км/ч
Крейсерская скорость на высоте 11 км - 1030 км/ч
Практическая дальность с ПТБ - 2594 км
Дальность действия, км
- максимальный - 989
- с максимальной боевой нагрузкой - 315
Максимальная скороподъемность - 8750 м/мин
Практический потолок - 15390 м

Вооружение:
2 20-мм пушки Ford M39E с 280 патронами на пушку.
1996 кг боевой нагрузки на 7 пилонах подвески:
4 УР класса "воздух-воздух" AIM-9 "Сайдуиндер" или 2 УР "воздух-земля" AGM-12 Bullpup.
или 1 907 кг бомба и 2 УР AIM-9 "Сайдуиндер", или 2 454 кг бомбы и 2 227 кг бомбы, или 4 ПУ НУР 19 70-мм.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru