Republic F-84 Thunderjet
Истребитель-бомбардировщик
Самолет Рипаблик Тандерджет представлял собой одноместный цельнометаллический низкоплан с убирающимся трехопорным шасси. В марте 1945 г. был заключен контракт на изготовление трех опытных образцов XP-84. Два опытных образца совершили свои полеты 28 февраля и в августе 1946 г. В сентябре 1946 г. один из опытных образцов установил новый рекорд скорости США - 983 км/час (611 миль/час). Самолет был оснащен турбореактивным двигателем Дженерал Электрик J35-GE-7 тягой 7,6 кН. Этот же двигатель был предназначен и для предсерийной партии из 25 самолетов YP-84, но был заменен на двигатель Аллисон J35-A-15 тягой 8 кН. При выпуске 15 машин YP-84A для эксплуатационных испытаний в серийном варианте Р-84В (выпущено 226 машин) было использовано катапультируемое кресло, предусмотрено ракетное вооружение и установлен двигатель Аллисон J35-A-15. Самолет Р-84С (позднее F-84C, выпущена 191 машина) был оснащен измененной системой электроснабжения и двигателем J35-A-13C, также тягой 8 кН.
Крылья и элероны варианта F-84D (построено 154 машины) имели более толстую обшивку, топливная система двигателя J35-A-17D тягой 10 кН была доработана для зимней эксплуатации, а конструкция шасси изменена. Вскоре после этого появился вариант F-84E (выпущено 843 машины) с удлиненным фюзеляжем, позволившим улучшить компоновку кабины, с новой конструкцией баков, размещенных на концах крыла, и радарным пушечным прицелом; 100 машин F-84E поступили на вооружение НАТО. Последним из самолетов F-84 с прямым крылом был самолет F-84G (выпущено 3025 машин). Он представлял собой первый одноместный истребитель, способный нести ядерное оружие. Оснащенный турбореактивным двигателем J35-A-29 тягой 11 кН, он мог нести на внешней подвеске до 1814 кг вооружения; была предусмотрена система дозаправки топливом в воздухе и автопилот. Впоследствии этот самолет был оснащен системой бомбометания с малых высот для использования ядерного оружия, а система дозаправки топливом была заменена системой, состоящей из заправочной штанги и конуса, разработанной британской компанией Флайт Рефьюелинг Лтд. (Flight Refuelling Ltd.).
Первые два опытных образца представляли собой самолеты EF-84E, переделанные в Великобритании. Благодаря использованию дозаправки топливом в воздухе они стали первыми турбореактивными одноместными истребителями, совершившими беспосадочный перелет через Северную Атлантику 22 сентября 1950 г. Стреловидное крыло впервые было использовано с фюзеляжем самолета F-84E, и этот аппарат - YF-84F - совершил свой первый полет 3 июня 1950 г., оснащенный двигателем Аллисон XJ35-A-25 тягой 10,5 кН (5200 фунтов). Его летные характеристики оказались разочаровывающими, поэтому второй опытный образец поднялся в воздух с турбореактивным двигателем Армстронг Сиддли Сапфир, импортированным из Великобритании. Лицензионный вариант этого двигателя Райт (Wright) J65 на начальной стадии разработки испытывал некоторые проблемы, но в конечном итоге большая часть из 2713 самолетов F-84F Тандерстрик (Thunderstreak) была оснащена двигателями Райт J65-W-3 тягой 14,6 кН (7220 фунтов). 375 самолетов из их общего числа были оснащены более ранними турбореактивными двигателями J65-W-1 или J65-W-1A меньшей тяги. 1301 самолет из общего числа был поставлен ВВС НАТО. Окончательным результатом разработки стал самолет-разведчик RF-84F Тандерфлэш с фотокамерами, установленными в носовой части, и турбореактивным двигателем J65-W-7 тягой 15,7 кН с воздухозаборниками в корневой части крыла. Общее количество выпущенных самолетов составило 715 машин. Для обеспечения большей дальности 25 самолетов F-84F были модифицированы таким образом, чтобы прицепляться к трапеции самолета GRB-36F, который являлся вариантом гигантского бомбардировщика Конвэр B-36. Сначала самолеты обозначались GRF-84F, позднее это обозначение было заменено на RF-84K. После выполнения разведывательного задания RF-84K снова прицеплялся к транспортному самолету и доставлялся на базу. Этот способ был вытеснен из практики системой дозаправки в воздухе. Аппараты F-84F и RF-84F в 1971 г. окончательно были сняты с вооружения.
Модификации самолета
F-84B Thunderjet - первый серийный истребитель.
F-84С Thunderjet - модернизированный вариант F-84В с новым двигателем J35-A-13C, с улучшенными топливными, гидравлическими и электрическими системами.
F-84D Thunderjet - модернизированный вариант F-84В с новым двигателем J35-A-17D.
F-84E - модернизированный вариант F-84В с удлиненным фюзеляжем и увеличенной кабиной. Начинался использоваться в Корейской войне как истребитель сопровождения, но не выдержав конкуренции с МИГ-15, был использован в роли истребителя-бомбардировщика.
F-84F Thunderstreak - модернизированный вариант F-84E с более тяжелым корпусом, новым двигателем J65-W-1. Поступил на вооружение в 1954 году.
RF-84F Thunderflash - тактический разведчик на базе F-84F.
F-84G - модернизированный вариант F-84F с двигателем J35-A-29.
XF-84H Thunderscreech - экспериментальная ударная версия по совместной программе ВВС/ВМС США и оснащены турбовинтовым двигателем Allison XT40-A-1 мощностью 5850 л.с. и сверхзвуковыми воздушными винтами.
F-84KX - 80 самолетов F-84B после переделки их в управляемые воздушные мишени для ВМС США.
Тактико-технические характеристики истребителя F-84E:
Размах крыла - 10,24 м
Длина - 13,23 м
Высота - 4,57 м
Площадь крыла - 30,19 кв.м
Тип двигателя - 1 х J65-B-7A
Тяга нефорсированная - 3540 кгс
Максимальный взлетный вес - 12250 кг
Максимальная скорость, км/ч
- на уровне моря - 1059
- на высоте - 958
- крейсерская - 867
Практическая дальность с ПТБ - 3770 км
Дальность действия - 1360 км
Максимальная скороподъемность - 2450 м/мин
Практический потолок - 13670 м
Вооружение: шесть пулеметов Браунинг (Browning) М3 калибра 12,7 мм (0,5 дюйма); до 2722 кг (6000 фунтов) вооружения на внешней подвеске.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru