North American F-86 Sabre
Многоцелевой истребитель
В ответ на техническое задание ВВС США на дневной истребитель, одновременно истребитель сопровождения или пикирующий бомбардировщик, компания Норт Американ разработанный ею в сжатые сроки предложила проект NA-140. Два опытных образца ХР-86 самолета NA-140 были заказаны в конце 1944 г., но вскоре после окончания войны стали известны данные немецких исследований по стреловидным крыльям, и компания обратилась к заказчику с предложением перепроектировать самолет и установить стреловидные крылья и хвостовое оперение.
Опытный образец, совершивший полет 1 октября 1947г., имел двигатель Дженерал Электрик (General Electric) TG-180 (или J35-C-3) тягой 1701 кг (3750 фунтов), построенный компанией Шевроле (Chevrolet). 25 апреля 1948 г. с турбореактивным двигателем Дженерал Электрик J47 самолет YP-86A при пологом пикировании превысил скорость звука. Серийным вариантом Р-86А, оснащенным первоначально турбореактивным двигателем Дженерал Электрик J47-GE-1 с тягой 2200 кг (4850 л.с.); совершил первый полет 20 мая 1948 г. Он в 1949 г. стал поступать на вооружение ВВС США как F-86A (Сейбр).
554 экземпляра F-86A имели двигатели J47-GE-3, -7, -9 или -13 тягой 2359 кг (5200 фунтов). Последующее производство включало выпуск самолета F-86E c цельноповоротным стабилизатором и F-86F (построено 1539 машин) с модифицированным крылом. Следующий самолет - F-86D (2054 машины) - всепогодный ночной истребитель; после него появились истребитель-бомбардировщик F-86H (построено 477 самолетов) с двигателем J73 и F-86K (120 машин), который являлся упрощенным вариантом модели F-86D. ТF-86 - два тренировочных самолета с двойным управлением на базе F-86F; обозначение F-86L было дано отремонтированным (827 машин) самолетам F-86D, которые имели крыло с увеличенным размахом и усовершенствованное электронное оборудование.
Самолеты F-86B (c увеличенными фюзеляжем и пневматиками колес) и F-86С (с перепроектированным фюзеляжем) не поступили в производство. Компания Канадэйр Лтд (Canadair Ltd) в Монреале выпустила 60 самолетов F-86E для ВВС США, после чего последовали 290 в основном похожих истребителей Сейбр Mk 2, из которых 230 предназначались для ВВС Канады, а 60 - для Оборонной программы взаимопомощи (Mutual Defense Assistance Program). Канадское производство продолжилось одним самолетом Сейбр Mk 3 для летных испытаний с двигателем Оренда (Orenda), 438 Сейбр Mk 4 с двигателями Дженерал Электрик, 370 Сейбр Mk 5 с турбореактивными двигателями Оренда 10 тягой 2883 кг (6355 фунтов) и 655 Сейбр Mk 6 с двигателем Оренда 14 тягой 3300 кг (7275 фунтов). Австралийская корпорация Коммонвелт Эйркрафт Корпорэйшн (Commonwealth Aircraft Corporation) модифицировала планеры Сейбр для установки двух пушек Аден калибра 30 мм и двигателя Роллс-Ройс Эйвон (Rolls-Royce Avon) 26 тягой 3402 кг (7500 фунтов); она построила для ВВС Австралии 21 самолет Сейбр Mk 30 и 20 самолетов Сейбр Mk 31 плюс 69 истребителей Сейбр Mk 32 с двигателями австралийского производства. Компания Фиат (Fiat) в Италии осуществила сборку 221 самолета F-86K из комплектов запасных частей компании Норт Американ; таким же способом началось производство в Японии, где было произведено 300 самолетов, похожих на модели F-86F и RF-86F.
Опытные самолеты XFJ-2 Фьюри на базе F-86E получили тормозные крюки, удлиненную носовую стойку шасси и захваты для катапульты. 200 истребителей FJ-2 имели складывающиеся крылья, 538 самолетов FJ-3 с увеличенным фюзеляжем и более мощным турбореактивным двигателем Райт (Wright) J65-W-2 или J65-W-4 тягой 3648 кг (7800 фунтов) или 3470 кг (7650 фунтов) соответственно, 152 самолета FJ-4 (позднее F-1E) - вариант штурмовика с двигателем Райт J65-W-16A тягой 3493 кг (7700 фунтов), и 222 усовершенствованных штурмовика FJ-4В (позднее AF-1E) с новым планером. Два экземпляра FJ-4F имели дополнительный ракетный двигатель и соответствующий топливный бак. Самолет F-86 широко применялся в войне в Корее. Он состоял на вооружении государств НАТО и Британского содружества, а также поставлялся во многие другие страны.
Кабина самолета герметическая с наддувом от компрессора двигателя. В кабине установлено катапультируемое кресло Норт Америкен Т-14Е.
Основные варианты самолета F-86:
F-86A — дневной фронтовой истребитель, первый серийный вариант "Сейбра". Выпускался в 1949—1950 гг. (554 самолета).
F-86D — всепогодный истребитель-перехватчик. Первый одноместный истребитель, на котором пушечное вооружение заменено на ракетное. Выпускался серийно с марта 1951 г. по сентябрь 1955 г. (2504). Снят с вооружения ВВС США в июне 1961 г.. Около 300 самолетов переданы Греции, Дании, Тайваню, Филиппинам, Югославии, Южной Корее и Японии.
F-86E — дневной фронтовой истребитель. Предназначен для действий по воздушным и наземным целям, для сопровождения тактических бомбардировщиков и обеспечения ПВО.
F-86F — фронтовой истребитель. Самый массовый из дневных вариантов истребителя "Сейбр". Имеет более мощный (по сравнению с F-86A) двигатель и установку бомбодержателей на четырех (вместо двух) подкрыльевых узлах. Фирма Норт Америкой построила 1539 самолетов (1952— 1956 гг.), еще 300 машин было собрано в Японии.
F-86H — истребитель-бомбардировщик, последний серийный вариант "Сейбра" для ВВС США. Построено 473 самолета (1954—1956 гг.). На этих самолетах вместо шести пулеметов установлены четыре 20 мм пушки. F-86H дольше всех остальных вариантов находился на вооружении ВВС США. Снят с вооружения в 1970 году.
F-86K — всепогодный истребитель. Разработан на основе F-86D для экспортных поставок странам НАТО, отличается пушечным вооружением. Построен 341 самолет. Поставлялся Италии, Голландии, Норвегии, Франции, ФРГ.
F-86L — всепогодный истребитель. Имел крыло увеличенной площади с предкрылками и улучшенное бортовое оборудование с установкой аппаратуры передачи данных. В этот вариант в 1956—1958 гг. переоборудован 981 самолет F-86D. Снят с вооружения ВВС США в 1965 году.
CL-13A "Сейбр"5 и CL-13B "Сейбр"6 — варианты, строящиеся с 1953 г. по лицензии в Канаде в количестве соответственно 370 и 655 самолетов с двигателями Авро "Оренди". Помимо Канады поставлялись ВВС Колумбии, ФРГ, Южной Африки.
СА-27 — лицензионный вариант австралийской постройки. Аналогичен F-86F, но с двигателем Роллс-Ройс "Эвон"26. Построено 112 самолетов (1954 — 1961 гг.).
Характеристики самолета F-86E:
Размах крыла — 11,31 м.
Длина самолета — 11,43 м.
Высота самолета — 4,50 м.
Площадь крыла — 26,75 м2.
Масса пустого самолета — 4920 кг.
Максимальная взлетная масса — 8030 кг.
Тип двигателя — 1 Дженерал Электрик J47-GE-13. Тяга:
— взлетная — 23,1 кН (2355 кгс);
— номинальная — 21,0 кН (2142 кгс);
— крейсерская — 16,5 кН (1680 кгс).
Максимальная скорость, км/ч:
— у земли — 967;
— на высоте 10670 м — 1070.
Практический потолок — 14630 м.
Практическая дальность, км:
— с двумя ПТБ у земли — 1075;
— на высоте 9150 м — 1700.
Длина разбега — 975 м.
Длина пробега — 580 м (при массе 5440 кг).
Максимальные эксплуатационные перегрузки — +7; -3.
Вооружение:
Шесть пулеметов Кольт Браунинг AN-M3 (12,7 мм, 1150—1250 выстр./мин, 6х300 патронов). На F-86E могут подвешиваться до 16 НАР калибра 127 мм или две (четыре на F-86F/H) бомбы калибром до 455 кг. На F-86F и F-86H могла подвешиваться тактическая ядерная бомба мощностью 100 кт и массой 545 кг или два бака с напалмом по 340 кг.
По две УР AIM-9B "Сайдуиндер" могли устанавливаться на F-86K и F-86F (экспортный вариант). На последних F-86H вместо шести пулеметов устанавливались четыре пушки М39 (20 мм).

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru