Focke-Wulf Fw.190A
Истребитель-бомбардировщик
Большое крыло показало свои преимущества еще в самом начале испытаний, но сборка предсерийных машин уже зашла довольно далеко. В результате новое крыло стало ставиться, начиная с восьмого Fw.190a-0, законченного в начале 1941 г. На Танка оказывали сильное давление, чтобы обеспечить поставку самолетов в строевые части к концу лета 1941 г. "Фокке-Вульф" уже получила контракт на 100 Fw.190a-1, для которых в Мариенбурге уже готовилось производство. АГО и "Арадо" также получили указание готовиться к выпуску истребителя на заводах в Ошерслебене и Варнемюде. Войсковые испытания проходили в специальной части в Рехлине, куда в марте 1941 г поставили шесть Fw.190a-0.
Из 40 заложенных Fw.190a-0 не менее 14 получили номера "ферзух" и использовались для испытаний и доводки самолета. Шесть машин были поставлены в опытную эскадрилью "190" в Рехлине между 22 февраля и 29 апреля 1941 г (## 0013, 0014, 0018, 0019, 0021 и 0022). Они активно гонялись испытателями и строевыми летчиками с целью выявить все детские болезни самолета и ускорить принятие истребителя на вооружение. Их возглавил обер-лейтенант Отто Бехренс. Обслуживающий персонал был набран из II/JG.26, уже определенной в качестве головной по перевооружению на новый истребитель.
Несмотря на хорошую прочность конструкции и отличную управляемость, программа освоения нового истребителя все еще упиралась в проблемы с двигателем. ВМW-801С-1 был в целом ряде аспектов совершенным и очень компактным. Он имел одноступечатый центробежный нагнетатель с автоматическим переключением двух скоростей, непосредственный впрыск топлива и единое управление наддувом, зажиганием и оборотами. На ВМW-801С-1 использовался 12-лопастный охлаждающей вентилятор со скоростью вращения в 3,17 раз быстрее винта и внутренний дефлектор. Создаваемый внутри капота воздушный напор использовался для охлаждения двигателя, масла, а также шел в воздухозаборник нагнетателя. Винт VDМ изменяемого шага имел устройство автоматического поддержания постоянной скорости вращения с помощью гидропривода, который добавил дополнительных проблем при опытной эксплуатации самолета в Ле Бурже.
В Ле Бурже планировали провести боевые испытания Fw.190 в составе II/JG.26, в то время базировавшийся в Малдегеле в Бельгии. Эта программа чуть не кончилась катастрофой для истребителя - двигатели слишком часто перегревались. Большинство взлетов прерывалось - двигатель заклинивало еще до достижения скорости отрыва, а если самолет отрывался от земли, то заходил он на посадку, волоча за собой хвост дыма. Нижние цилиндры заднего ряда "звезды" двигателя заклинивало из-за плохого охлаждения, масло- и бензоводы обрывались, тяжелый бронированный маслорадиатор покрывался трещинами, а автомат управления шагом винта постоянно отказывал.
"Фокке-Вульф" обвиняла в проблемах двигатель, а БМВ обвиняла "Фокке-Вульф". По мнению двигателестроителей не было уделено достаточного внимания охлаждению мотора. Дефекты истребителя были настолько серьезными, что комиссия РЛМ предложила остановить всю программу Fw.190. Согласно утверждению техника JG.26 Эрнста Баттмера ключ решения проблем лежал в тесном взаимодействии авиа- и двигателестроителей. В результате в конструкцию было внесено до 50 различных изменений, после чего самолет был принят на вооружение.
Пока проходили испытанин в Ле Бурже первые серийные Fw.190a-1 стали сходить со сборочной линии в Мариенбурге. Первые четыре самолета были приняты люфтваффе в июне 1941 г, еще 18 в июле, а все 100 к концу октября 1941 г. В следующем месяце со сборочной линии сошел первый Fw.190a-2, но еще в августе и октябре эту модификацию стали выпускать заводы в Варнемюнде и Ошерслебене. До конца года эти три завода поставили 124 Fw.190a-2.
Fw.190a-1 отличался от своего предшественника А-0 незначительно - изменения вносились на сборочной линии по результатам испытаний в Рехлине. Они включали установку притяжных замков на капот двигателя и пиротехнической системы сброса фонаря кабины, так как последний отказывалсы отделяться от самолета на скорости выше 400 км/ч. Вооружение самолета составляли четыре пулемета МG-17, хотя и была предусмотрена установка пары крыльевых пушек МG-FF сразу за точками крепления шасси. Опытная установка пушек была сделана на восьмом "большекрылом" Fw.190a-0 (#0022), ставшим Fw.190-V8. Несколько серийных А-1 так-же получили такое вооружение.
В конце июля 1941 г первый Fw.190a-1 поступил в 6./JG.26 на смену Вf.109e-7. В начале сентября II/JG.26 была полностью перевооружена с Вf.109f на Fw.190a-1, не выходя из боев.
Fw.190a-2 рассматривался Техническим департаментом уже настоящим серийным самолетом. Двигатель стал ВМW-801С-2, в корне крыла были установлены пушки МG-151/20, заменившие здесь пулеметы МG-17. Это потребовало установить обтекатели на крыле. Пулеметы MG-17 на фюзеляже были приподняты, спуск электропневматический, магазин на 2000 патронов (на оба) размещался сразу за двигателем. Пушки МG-151 с электроспуском в корне крыла имели 200 снарядов на ствол в магазине в фюзеляже. Так как огневая мощь все еще считалась недостаточной, большинство Fw.190a-2 получили и крыльевые МG-FF с 55 снарядами на ствол.
Прицел был "Реви" С/12d. Система выбора оружия позволяла использовать любую пару пушек и пулеметов отдельно или все их одновременно. Кабина была тесноватой, но с хорошим обзором, особенно назад. Бронированное лобовое стекло размещалось под углом 63 градуса. Фонарь был сделан из цельного куска и сдвигался назад вместе с небольшим гаргротом. Оборудование включало радиостанцию FuG-7. Бронирование состояло из 14-мм заголовника, 8-мм бронеспинки и небольших 8-мм плиток над и под бронеспинкой и по ее бокам.
Двигатель ВМW-801С-2 развивал на взлете 1600 л.с. и 1380 л.с. на высоте 4600 м. При наборе высоты мощность доходила до 1460 л.с. Он монтировался на сварной мотораме из стальных труб к кольцу с помощью гибких резиновых втулок. Причем кольцо крепления двигателя было полым и образовывало гидроаккумулятор. В крыле топлива не было. Два протектированных бака располагались в фюзеляже. Один на 230 л перед пилотом, другой на 290 л за и под пилотом. Их разделял проходящий через фюзеляж главный лонжерон крыла. Пустой вес Fw.190a-2 был 3180 кг. При установке пушек МG-FF он возрастал до 3250 кг. Взлетный вес соответственно был 3858 и 3980 кг. Как истребитель Fw.190a-2 продемонстрировал свое полное превосходство перед "Спитфайром"-V. Это был неподражаемый боец в высотном диапазоне от 5000 до 7500 м, хотя выше и ниже скорость заметно падала. Максимальная скорость на высоте 5500 м достигала 622 км/ч. При полном газе, который можно было использовать в течении одной минуты, скорость на высоте 6000 м достигала 660 км/ч. На высоте 1000 м максимальная скорость падала до 515 км/ч. Нормальная дальность полета была 900 км при скорости 440 км/ч.
Весной 1942 г начались поставки модернизированных двигателей ВМW-801D-2. В результате с трех сборочных линий стал сходить Fw.190a-3. Всего было выпущено чуть более 400 А-2, из них три четверти на "Арадо" и АГО. Внешне А-3 не отличался от предшественника, за исключением стяжных застежек на капоте, лючков обслуживания и изменения формы воздухозаборника нагнетателя. После поставки первой партии были введены и выпускные жалюзи за капотом. ВМW-801D-2 был подобен ВМW-801С-2, но cтепень сжатия была увеличена с 6,5 до 7,22. Была изменена также скорость работы нагнетателя, мощность на чрезвычайном режиме возросла до 1700 л.с. у земли, до 1440 л.с. на высоте 5700 м и 1500 л.с. при наборе высоты. Вооружение состояло из пары фюзеляжных МG-17, двух МG-151/20 в корне крыла и двух МG-FF в консолях. Летные данные по сравнению с Fw.190a-2 заметно возросли. Радиостанция FuG-7а была дополнена ответчиком FuG-25а.
В течение весны и лета 1942 г проходил испытания Fw.190-V8, который был переоснащен на ВМW-801D-2. На нем испытывались различные подкрыльевые и подфюзеляжные держатели для бомб и сбрасываемых баков в варианте либо Jabo - истребителя-бомбардировщика, либо Jabo-Rei - дальнего бомбардировщика на базе Fw.190a-3. Эти испытания позволили превратить с помощью сначала "наборов заводской установки", а потом и "наборов полевой установки" истребитель "Фокке-Вульфа" в истребитель-бомбардировщик, разведчик, ночной всепогодный перехватчик, штурмовик, торпедоносец и даже в двухместный тренировочный самолет.
Fw.190-V8 летал с подфюзеляжными держателями ЕТС-250 и 500 на 250-кг бомбу SC-250 или 500-кг SC-500, а также с крыльевыми держателями на четыре 50-кг бомбы SС-50. Подвешивался и дополнительный 300-л топливный бак. В конце лета 1942 г возможность установки бомбодержателей предусматривалась уже на сборочной линии. В результате появился Fw.190a-3/U1 с подфюзеляжным держателем ЕТС-500 и без крыльевых пушек МG-FF. Держатель позволял поднять либо 500-кг, либо 250-кг бомбу, либо четыре 50-кг бомбы на специальном переходнике. На большинстве последующих моделей Jabo или Jabo-Rei створки шасси на фюзеляже снимались. Держатель ЕТС с 250-кг бомбой снижал максимальную скорость на 45 км/ч у земли и 55 км/ч на высоте 6500 м. Fw.190а-3/U3 был подобен U1, но под фюзеляжем был держатель ЕТС-250. При этом на одних Jabo остались крыльевые пушки МG-FF, а другие несли подкрыльевые держатели. Fw.190a-3/U4 был бронированным разведчиком с двумя фотокамерами Rb-12 в хвостовой части фюзеляжа и без крыльевых МG-FF.
В течение 1942 г выпуск Fw.190a неуклонно возрастал. В мае к производству истребителя подключился завод "Физелера" в Касселе. В июле был достигнут пик производства - 194 истребителя. К концу 1941 г люфтваффе приняли только 224 Fw.190a; в 1942 г было поставлено 1878 машин этого типа - более 40% всего выпуска одномоторных истребителей в Германии.
В течение 1942 г Fw.190a-3 на сборочных линиях был заменен на Fw.190a-4, главным отличием которого была система форсажа МW-50, поднимавшая мощность и высотность двигателя ВМW-801D-2. Смесь действовала, как антидетонационная, и позволяла на короткий промежуток времени поднимать мощность, хотя это и снижало ресурс двигателя. Другим отличием была замена радиостанции FuG-7а на FuG-16, что внешне проявилось в небольшом пилоне на киле для крепления антенны. С помощью "заводского набора" вариант Fw.190a-4/U1 оборудовался двумя подкрыльевыми держателями ЕТС-501, а вооружение сокращалось до двух МG-151, пристрелянных на дистанцию 200 м, вместо обычных 450 м.
На Fw.190a-4/UЗ одна 250-кг бомба под фюзеляжем могла заменяться на 300-л топливный бак. Стандартное вооружение было сохранено, но на практике крыльевые МG-FF часто снимались. Было установлено дополнительное бронирование. Fw.190a-4/U8 и варианте дальнего истребителя-бомбардировщика сохранил полное вооружение и мог несги 300-л бак и четыре 50 кг бомбы под крылом. Взлегный вес достиг 4450 кг. Без пушек МG-FF он мог нести две 250-кг бомбы и 300-л бак. Взлетный вес достигал при этом 4755 кг. При вооружении только из двух МG-151 под самолет можно было подвесить одну 250-кг бомбу и два 300-л бака.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1941
Размах крыла - 10,50 м
Длина - 8,80 м
Высота - 3,95 м
Площадь крыла - 17,70 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2900
- нормальная взлетная - 3980
Тип двигателя - 1 ПД ВМW-801D-2
Мощность - 1700 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 500
- на высоте - 668
Крейсерская скорость - 445 км/ч
Максимальная скороподъемность - 864 м/мин
Практический потолок - 10600 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: 2 20-мм пушки МG-151 в корне крыла с 200 снарядами на ствол и 2 20-мм пушки MG-FF c 55 снарядами на ствол, 2 7.9мм пулемета MG-17 с 1000 патронами на ствол в носовой части фюзеляжа.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru