Handley Page Halifax
Тяжёлый дальний бомбардировщик
Второй четырехмоторный тяжелый бомбардировщик, поступивший на вооружение в ВВС Великобритании в ноябре 1940 г., самолет Handley Page H.P.57 Halifax был одним из известной триады самолетов Галифакс, Avro I и Short Stirling, участвовавших в ночных бомбардировках Германии (дневные производили американцы). Но хотя этот самолет поступил на вооружение на год с лишним раньше, чем бомбардировщик Lancaster, он всегда находился как бы в тени достижений этой великолепной машины. Однако Галифакс обогнал модель Ланкастер как многоцелевой самолет: кроме применения в качестве тяжелого ночного бомбардировщика, он у себя на родине также немало использовался как санитарный или грузовой самолет, буксировщик планеров, самолет для перевозки личного состава или как морской разведчик. Галифакс появился в результате технического задания Министерства авиации от 1935 г. на двухмоторный бомбардировщик, в ответ на которое компания Хэндли Пэйдж предложила разработку, обозначенную как Н.Р.55. Она оказалась неудачной, но спустя примерно год Министерство авиации распространило новое техническое задание Р.13/36 на средний/тяжелый бомбардировщик, который должен был быть оснащен 24-цилиндровым двигателем Valture, разрабатываемым в то время компанией Роллс-Ройс.
Предложенный среди других компанией Хэндли Пейдж проект бомбардировщика Н.Р.56 был выбран в качестве основы опытного самолета, но компания сомневалась, что двигатель Валтур будет надежной серийной силовой установкой, и поставила задачу переконструировать самолет Н.Р.56 для установки четырех двигателей Rolls-Royce Merlin. Третьего сентября 1937 г. с компанией Хэндли Пейдж был заключен контракт на производство двух опытных самолетов Н.Р.57, сборка которых была начата в 1938 г. Первый полет был совершен 25 октября 1939 г. Самолет Н.Р.57 являлся свободнонесущим среднепланом цельнометаллической конструкции, крыло имело автоматические предкрылки, но на серийных самолетах они были сняты. Хвостовое оперение состояло из большого высокорасположенного стабилизатора и разнесенного вертикального оперения в виде двух концевых шайб; широкий фюзеляж с плоскими боковинами имел цельнометаллическую конструкцию и обладал значительной вместимостью. Экипаж состоял из семи человек, включая трех стрелков: в носовой, средней и хвостовой позициях. Шасси с хвостовым колесом убиралось, а силовая установка состояла из четырех двигателей Мерлин. При использовании в качестве бомбардировщика разнообразное вооружение размещалось в бомбовом отсеке длиной 6,71 м, расположенном в нижней части фюзеляжа. Кроме этого имелось еще два бомбовых отсека в центроплане, по одному с каждой стороны фюзеляжа. Второй опытный самолет совершил свой первый полет 17 августа 1940 г., а спустя два месяца появился первый серийный образец, обозначенный как Галифакс Mk I и оснащенный двигателями Роллс-Ройс Мерлин Х мощностью 954 кВт (1280 л.с.). Вооружение состояло из спаренной и счетверенной пулеметных установок калибра 7,7 мм в носовой и хвостовой турелях. Полное обозначение этого серийного варианта было Halifax B.Mk I Series I; эти самолеты начали поставляться в ноябре 1940г.; в начале марта 1941 г. самолеты Галифакс атаковали Гавр; спустя несколько дней Галифакс стал первым четырехмоторным бомбардировщиком ВВС Великобритании, совершившим ночную бомбардировку немецких объектов (бомбы были сброшены на Гамбург).
Тридцатого июня 1941 г. самолет впервые использовался для дневной бомбардировки Киля, однако быстро стало ясно, что его оборонительное вооружение недостаточно мощно для проведения дневных операций, и к концу 1941 г. самолеты Галифакс использовались только для ночных бомбардировок. Контракты на крупномасштабное производство очень быстро превысили производственную мощность заводов компании Хэндли Пейдж. Создание четырех новых производственных линий было осуществлено методом поагрегатной сборки, и первый из построенных по субдоговору самолетов совершил полет 15 августа 1941г. Бомбардировщики Галифакс входили в состав не менее 34 эскадрилий на Европейском театре боевых действий и еще четырех на Среднем Востоке. Два звена сначала использовались на Дальнем Востоке, а после победы в Европе - в войне с Японией. В августе 1942г. самолет Галифакс использовали как самолет наведения. Кроме того, он был первым самолетом ВВС Великобритании, оборудованным сверхсекретным радаром Н2S для бомбардировки по приборам. Он также широко применялся для дневных атак по местам базирования немецких крылатых ракет ФАУ-1 (V-1). С 1941г. по 1945г. бомбардировщики Галифакс совершили 75532 боевых вылета, во время которых на европейские объекты было сброшено 231252 тонны бомб. Галифакс использовался также эскадрильями береговой авиации против подводных лодок, для метеорологического и противокорабельного патрулирования. Самолеты, переделанные из обычных бомбардировщиков и специально оборудованные, получили обозначения Галифакс GR.Mk II, GR.Mk V или GR.Mk VII в соответствии с вариантами бомбардировщиков, на основе которых они были созданы. Аналогичным образом транспортная авиация ВВС Великобритании приобрела самолеты Галифакс C.Mk III, C.Mk VI и C.Mk VII для эвакуации раненых, грузовых перевозок и перевозок личного состава. Малоизвестной была работа в военное время эскадрилий № 138 и 161 (специального назначения (Special Duties), которые забрасывали агентов и грузы на вражескую территорию. Другим важным применением самолета было его использование воздушно-десантными войсками под обозначениями Галифакс A.Mk III, A.Mk V и A.Mk VII. Галифакс оказался единственным самолетом, способным буксировать два планера Airspeed Horsa через Северное море для атаки на юге Норвегии немецкого завода по производству тяжелой воды.
Второй серийный самолет Галифакс B.Mk II Srs I имел надфюзеляжную турель Boulton Paul с двумя пулеметами и увеличенный на 15 процентов запас топлива; силовая установка, состоявшая первоначально из двигателей Мерлин ХХ, была позднее заменена на двигатели Мерлин 22 такой же мощности. Эти изменения привели к увеличению суммарного веса и ухудшению летных характеристик. Надфюзеляжная турель была "последней каплей", и немедленно были предприняты шаги по улучшению конструкции. Получившийся в результате самолет Галифакс B.Mk II Srs IA (Н.Р.59) имел увеличенные приблизительно на 10 процентов максимальную и крейсерскую скорости, что было достигнуто за счет уменьшения как веса, так и лобового сопротивления. Передняя и надфюзеляжная турели были сняты и в носовой части установлен обтекатель. Более позднее производство было ориентировано на самолет B.Mk II Series IA, имевший в носовой части обтекатель Perspex и надфюзеляжную турель типа Defiant-type с четырьмя пулеметами. Более позднее изменение, произведенное на всех самолетах, находившихся в то время в эксплуатации, заключалось в замене треугольных килей большими по размеру прямоугольными. Это произошло в результате испытаний, показавших, что Галифакс мог входить в неуправляемый штопор. Последним основным серийным вариантом был Галифакс B.Mk III (Н.Р.61), оснащенный звездообразными двигателями Bristol Hercules VI или XVI, развивавшими на взлете мощность в 1204 кВт (1615 л.с.). Хотя эти самолеты были сняты с вооружения в бомбардировочной авиации после победы над Японией, Галифакс GR.Mk VI продолжал использоваться и после войны в береговой авиации, как и самолет Галифакс А.Mk VII в транспортных эскадрильях у себя на родине и за границей. Послевоенные варианты включали в себя Галифакс C.Mk VIII (Н.Р.70), который мог вмещать 3629 кг полезной нагрузки в съемном контейнере под фюзеляжем, и транспортно-десантный вариант Галифакс A.Mk IX (Н.Р.71) для использования воздушно-десантными войсками. Всего было построено 6178 самолетов Галифакс, а некоторые образцы оставались в эксплуатации в ВВС Великобритании до конца 1947г. Когда число самолетов Галифакс C.Mk VIII в транспортной авиации превысило военные потребности, 10 из них были переделаны в 10-местные гражданские транспортные самолеты Хэлтон (Halton) Mk I (H.P.70) для использования в Британской компании трансокеанских воздушных сообщений (ВОАС). Впоследствии около 80 гражданских самолетов были произведены по контракту разными компаниями.
Модификации самолета:
Halifax B.Mk I Srs II - в основном похожий на самолет B.Mk I Srs I, но с усиленной конструкцией для полетов с большей суммарной массой.
Halifax B.Mk I Srs III - вариант самолета B.Mk I Srs I с увеличенным запасом топлива; последние серийные экземпляры были оснащены двигателями Мерлин ХХ.
Halifax B.Mk II Srs I (Special) - переобозначение самолетов B.Mk II Srs I, которые имели в своем служебном варианте всевозможные усовершенствования модели B.Mk II Srs IА.
Halifax B.Mk V Srs IA - такой же, как самолет B.Mk II Srs IA, кроме установленного шасси Доути (Dowty); компания обозначила его как H.P.63.
Halifax B.Mk V Srs I (Special) - такой же как самолет B.Mk II Srs I (Special), кроме установленного шасси Доути и гидравлики.
Halifax B.Mk VI - в основном похожий на самолет В.Mk III, но оснащенный двигателями Бристоль Геркулес мощностью 1249 кВт (1675 л.с.), развивавшими на высоте 3050 м (10000 футов) мощность в 1342 кВт (1800 л.с.); компания обозначила его как Н.Р.61.
Halifax B.Mk VII - такой же, как самолет B.Mk VI, но из-за нехватки двигателей Геркулес 100 переделанный под установку звездообразных двигателей Бристоль Геркулес XVI; компания обозначила его как Н.Р.61.
Тактико-технические характеристики Halifax B.Mk.VII:
Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 31,75 м
Длина - 21,82 м
Высота - 6,32 м
Площадь крыла - 118,48 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 17345
- нормальная взлетная - 29485
Тип двигателя - 4 ПД Bristol Hercules XVI
Мощность - 4 х 1615 л.с.
Максимальная скорость - 454 км/ч
Крейсерская скорость - 346 км/ч
Практическая дальность - 3840 км
Боевая дальность - 1660 км
Практический потолок - 7315 м
Экипаж - 7 чел
Вооружение: 1 7,7- мм пулемет на подвижном креплении в носовой части и по 4 таких же пулемета в надфюзеляжной и хвостовой турелях; бомбовая нагрузка до 5897 кг.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru