Handley Page Hampden
Средний бомбардировщик
В сентябре 1932 г. Министерство авиации Великобритании распространило техническое задание на двухмоторный бомбардировщик. В ответ на него поступили предложения от компаний Handley Page и Vickers, с каждой из которых был заключен контракт. Появившиеся в результате этого опытные самолеты Handley Page Н.Р.52 и Vickers 271 совершили свои первые полеты с недельным интервалом один после другого: Н.Р.52 - 21 июня 1936г., а модель 271, известная позднее как Wellington, чуть ранее - 15 июня. Учитывая, что эти самолеты были разработаны по одному техническому заданию, они вряд ли могли сильно отличаться. Но компания Handley Page использовала очень тонкий фюзеляж с тремя пулеметами с ручным управлением, а компания Виккерс выбрала широкий осанистый фюзеляж, оборудованный автоматическими турелями и установленными в самой широкой части фюзеляжа пулеметами с ручным управлением. Самолет Hampden, как впоследствии был назван бомбардировщик Н.Р.52, имел несколько замечательных особенностей. Использование предкрылков Handley Page по передней кромке крыла снизило посадочную скорость до 117 км/час . Его максимальная скорость в 409 км/час была большей, чем у самолетов Веллингтон и Armstrong Whitworth Whitley. Он мог переносить 1814 кг бомбовой нагрузки на расстояние в 1931 км по сравнению с бомбовой нагрузкой в 2041 кг на такое же расстояние модели Веллингтон. 15 августа 1936 г. компания получила заказ на 180 самолетов Hampden по новому техническому заданию, а в 1937 г. свой первый полет совершил опытный серийный самолет.
Одновременно с первым контрактом был подписан другой - на 100 самолетов с двигателями Napier Dagger. Они производились под названием Hereford. В мае 1938г. первый серийный самолет Hampden Mk I совершил свой первый полет на аэродроме Радлетт, а 24 июня этот тип самолетов официально был назван Viscountess Hampden. 6 августа 1938г. поступили другие заказы: с компанией English Electric из Престона был заключен контракт на строительство 75 самолетов, а в Канаде шли переговоры с консорциумом Canadian Associated Aircraft Ltd по производству 80 самолетов. Эти построенные по субдоговору самолеты Hampden начали сходить с конвейера в 1940 г. После испытаний в сентябре 1938 г. начались поставки в ВВС Великобритании. Когда началась Вторая мировая война, самолетами этого типа были оснащены 10 эскадрилий. 29 сентября, когда в одном из вылетов 5 из 11 самолетов были уничтожены вражескими истребителями, выявились недостатки самолетов Hampden в оборонительном вооружении. Вскоре было принято решение об использовании этих самолетов ночью, но они также участвовали в разбрасывании листовок. Зимой 1939-40 гг. самолеты Hampden эффективно применялись в качестве минных заградителей.
Бомбардировщики пяти эскадрилий в ночь с 13 на 14 апреля 1940 г., сразу после немецкого вторжения в Норвегию, успешно минировали немецкие воды. Но норвежская кампания еще раз подтвердила "ахиллесову пяту" самолетов Hampden: из-за слабого оборонительного вооружения они не могли противостоять немецким истребителям, особенно когда использовались в качестве дневных бомбардировщиков. В ночь с 25 на 26 августа 1940г. бомбардировщики Hampden приняли участие в первом воздушном налете ВВС Великобритании на Берлин. Самолеты Hampden продолжали вести наступательные ночные бомбардировки вплоть до конца 1942г. С апреля 1942г. самолеты начали переводиться в береговую авиацию для торпедно-бомбовых ударов; 157 машин, переделанных для такого использования, получили обозначение Hampden ТВ.Mk I. Несколько самолетов были отправлены в СССР для операций по сопровождению конвоев. В конце 1943г. самолет Hampden закончил свою службу. Всего было построено 1432 машины: 502 из них произвела компания Хэндли Пейдж, 770 - English Electrick и 160 самолетов были построены в Канаде.
Другие модификации самолета:
Hampden Mk II - обозначение двух самолетов с двигателями, экспериментально замененными на два звездообразных Wright R-1820 Cyclone мощностью 1100 л.с., компания дала им обозначение Н.Р.62.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1938
Размах крыла - 21,08 м
Длина - 16,33 м
Высота - 4,55 м
Площадь крыла - 62,06 м2
Масса, кг
- пустого самолета - 5340
- нормальная взлетная - 6500
Тип двигателя - 2 ПД Bristol Pegasus XVII
Мощность - 2 х 1000 л.с.
Максимальная скорость - 409 км/ч
Крейсерская скорость - 350 км/ч
Практическая дальность - 3030 км
Максимальная скороподъемность - 300 м/мин
Практический потолок - 5790 м
Экипаж - 4 чел
Вооружение: 2 7,7-мм передних пулемета калибра и два 7,7-мм пулемета, установленные в надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях; бомбовая нагрузка до 1814 кг.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru