Hawker Siddely Harrier GR.1
Многоцелевой штурмовик и разведчик ВВП
Самолет Harrier GR. Mk.1 является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым самолетом, способным совершать вертикальный или укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера предшествовали длительные испытания созданного фирмой Hawker Siddeley Aviation Limited (теперь это часть фирмы British Aerospace) самолета вертикального взлета и посадки Р-1127 "Кестрел", опытный образец которого совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г. Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году была сформирована первая боевая эскадрилья (12 машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.
Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5 0, позволяя использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки. Боковые воздухозаборники имеют створки, которые открываются внутрь канала на режимах вертикального взлета и полета с малой скоростью и обеспечивают увеличение расхода воздуха. Имеется система отбора воздуха к соплам реактивного управления. Для вертикального взлета двигатель разгоняется до взлетного числа оборотов, самолет при этом сдерживается тормозами, сопла двигателя направлены назад. Затем они поворачиваются полностью вниз, и самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим разбегом осуществляется при установке сопел в некоторое промежуточное положение. Посадку можно осуществлять вертикально, с малым или обычным пробегом. Позднее была выпущена модификация Harrier GR. Mk.1А с более мощным двигателем Rolls-Royce Bristol Pegasus Mk 102. Дальнейшее развитие самолета пошло по пути создания многоцелевого ударного истребителя с ВВП, первой модификацией которого стал Harrier GR. Mk.3.
Тактико-технические характеристики самолёта Harrier GR.1:
Год принятия на вооружение - 1969
Размах крыла, м – 7,7
Длина самолета, м – 13,87
Высота самолета, м – 3,43
Площадь крыла, кв.м – 18,68
Масса:
- пустого самолета – 5530
- максимальная взлетная – 11340.
Топливо, кг
- внутренние топливо - 2865
- ПТБ – 2 x 1500
Тип двигателя и тяга - 1 ТРДД Pegasus Mk. 101 (1 х 8610 кгс)
Максимальная скорость на высоте, км/ч – 1360
Максимальная крейсерская скорость , км/ч – 1185
Практическая дальность, км - 3700
Боевой радиус действия, км – 1200
Практический потолок, м - 15000
Максимальные эксплуатационные перегрузки – 7
Экипаж, чел – 1
Вооружение: Боевая нагрузка - 2270 кг на 5 узлах подвески:
2 контейнера с 30-мм пушками Aden,
2 УР воздух-воздух AIM-9D Sidewinder,
2 УР воздух-земля AS.37 Martel, или
8 225-кг или 5 450-кг бомбы, или
2 зажигательные бомбы, или
8 12.7-кг практических бомб, или
4 бомбовые кассеты, или
6 ПУ 19 x 68-мм НУР или 4 ПУ Type 155 SNEB НУР, или
1 контейнер с разведывательной аппаратурой
.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru