Hawker Siddely Harrier GR.3
Многоцелевой истребитель ВВП
Самолет Harrier является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым самолетом, способным совершать вертикальный или укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера предшествовали длительные испытания созданного фирмой Hawker Siddeley самолета вертикального взлета и посадки Р-1127 "Кестрел", опытный образец которого совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г. Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году была сформирована первая боевая эскадрилья (12 машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.
Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5¦, позволяя использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки. Боковые воздухозаборники имеют створки, которые открываются внутрь канала на режимах вертикального взлета и полета с малой скоростью и обеспечивают увеличение расхода воздуха. Имеется система отбора воздуха к соплам реактивного управления. Для вертикального взлета двигатель разгоняется до взлетного числа оборотов, самолет при этом сдерживается тормозами, сопла двигателя направлены назад. Затем они поворачиваются полностью вниз, и самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим разбегом осуществляется при установке сопел в некоторое промежуточное положение. Посадку можно осуществлять вертикально, с малым или обычным пробегом.
Самолет имеет выполненный в основном из алюминиевых сплавов фюзеляж, в передней части которого Находится герметизированная кабина пилота, оборудованная катапультируемым креслом. Двигатель и топливный баки расположены в средней части фюзеляжа, а реактивные сопла продольного и путевого управления - в хвостовой (в обтекателе). Шасси велосипедной схемы в полете убираются внутрь фюзеляжа, а поддерживающие стойки на концах крыльев поворачиваются назад.
Основой радиоэлектронного оборудования британских самолетов Harrier является инерциальная прицельно-навигационная система FE541 фирмы "Ферранти", обеспечивающая автономный выход самолета к цели, прицеливание, бомбометание, пуск ракет и стрельбу из пушек. Кроме того, самолеты оснащаются KB и УКВ радиостанциями, аппаратурой ближней навигации "ТАКАН" и радиолокационного опознавания.
В состав вооружения самолета входят две подвесные пушечные установки с 30-мм пушками "Аден", размещаемые под фюзеляжем. Кроме того, имеются пять узлов для подвески разнообразного вооружения и топливных баков общим весом 2300 кг.
Mодификации самолета:
Harrier GR.Mk I, 1A и 3 - одноместный штурмовик и разведчик.
Harrier T.Mk 2, 2А, 4, 4А и 4RN - двухместные всепогодные и учебно-тренировочные самолеты с более длинным фюзеляжем.
Harrier Мк 50 - модификация для корпуса морской пехоты США, конструктивно аналогична GR.Mk 1.
Harrier Mk 54 - двухместная модификация с другим двигателем.
Sea Harrier FRS.1 - морской вариант для использования в качестве истребителя, штурмовика и разведчика.
Sea Harrier PRS.2 - модернизированный на основании опыта боев на Фолклендских (Мальвинских) островах вариант самолета Sea Harrier FRS.1.
Harrier GR.Mk 5 - тактический истребитель для ВВС Великобритании, созданный совместно фирмами "Бритиш аэроспейс" и "Макдоннел Дуглас".
Harrier GR.Mk 7 - дальнейшее развитие Harrier GR.Mk 5, самолет способен вести боевые действия ночью, для чего оснащен ИК станцией переднего обзора с высокой разрешающей способностью и другой аппаратурой.
Тактико-технические характеристики самолёта Harrier GR.3 :
Год принятия на вооружение - 1970
Размах крыла, м – 7,7
Длина самолета, м – 13,87
Высота самолета, м – 3,45
Площадь крыла, кв.м – 18,68
Масса:
- пустого самолета – 6140
- максимальная взлетная – 11430.
Масса боевой нагрузки:
- при взлёте с коротким разбегом – 3600
при вертикальном взлёте – 2300
Топливо, кг
- внутренние топливо - 2295
- ПТБ – 2400
Тип двигателя и тяга - 1 ТРДД Pegasus Mk. 103 (1 х 8750 кгс)
Максимальная скорость на высоте, км/ч – 1350
Максимальная скорость у земли, км/ч – 1180
Практическая дальность, км - 3425
Боевой радиус действия, км – 520
Практический потолок, м - 15200
Максимальные эксплуатационные перегрузки – 7,8
Экипаж, чел – 1
Вооружение:
2 30-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку.
Боевая нагрузка - 2300 кг на девяти узлах подвески:
четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками.
На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L “Сайдвиндер” класса “воздух-воздух” малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.

.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru