Hawker Hart
Легкий дневной бомбардировщик
Среди исторических аэропланов, которые продолжают сохраняться в летном состоянии в Британии длительное время после их исчезновения с военной службы, имеется привлекательный двухместный биплан с рядным двигателем. Более 35 лет прошло с того момента, как проект был одобрен AM, однако кроме явной красоты классической конструкции можно еще отметить, что она была фундаментальной. Hart компании "Hawker" несомненно был наиболее значительным техническим и тактическим приобретением RAF между перемирием 1918 года и принятием Плана развития в 1936 году.Существование других сохранившихся самолетов Hart и их вариантов по всему миру также явное свидетельство широко распространенного признания их технического превосходства. Чтобы понять значение Hart, окунемся в техническую обстановку в британской авиапромышленности в середине 20-х годов, находившейся в дебрях экономической нестабильности и политической апатии - десятилетней давности предубеждение против боевых монопланов, опора на горсть устаревших двигателей, разработанных в годы войны, несоответствие средств для развития металлического самолетостроения и недостаток инициативы на Уайтхолле, чтобы осуществить многообещающие проекты,выходящие за стадию пpототипа.
В такой обстановке Сидней Кэмм из "H.G. Hawker Ingineering Company", выдвинувшийся вперед среди других британских конструкторов с серией интересных конструкций истpебителей, в числе которых были Hornbill и Heron. В первом он добился в 1925 введения мощного рядного двигателя водяного охлаждения в минимально возможную конструкцию планера и который был близок к достижению "недостижимой" максимальной скорости 200 миль/час (322 км/ч). Heron был изначальным компромисом в сторону громоздкого радиального двигателя Jupiter, однако он имел металлический фюзеляж первой конструкции покойного Фреда Сигриста, длительное время занимавшего пост со-директора Сэра Томаса Сопвича. Эти и другие проекты истpебителей побудили Кэмма в следующем 1926 году добиваться помощи "Rolls-Royce" на предмет новейших двигателей жидкостного охлаждения, которые способствовали его теме. Он уже знал о Falcon F.I, ставший ядром его проекта с которым он вознамерился удовлетворить cпецификацию 12/26 на легкий бомбаpдиpовщик, который должен был служить в RAF пять лет,начиная с этого времени.
Такое долгосрочное планирование, между прочим, само по себе не означало дальновидности - это был просто реалистичный подход к апатии Казначейства в дни действия Десятилетнего курса. К 1927 конструкторское бюро "Hawker" сделало прогрессивное изменение проекта, включающее новый двигатель разработанный на базе F.I - F.XIA, который отличался цельнолитым блоком цилиндров вместо отдельных отливок. Вместо шасси со сплошной поперечной осью было введено шасси с независимой (раздельной) осью. I-образные межкрыльевые стойки заменили N-образными,а подача топлива самотеком сменилась использованием насоса. Интересной побочной линией была секретность, с корой велесь работа над новым пpототипом - такие старания были вызваны желанием обезопасить редкий в те дни производственный контракт; недавно обнаружилось, что многие конструктивные решения Hart были результатом интенсивной "разведки" направленной на продукцию других британских конструкторов! Такая радикальная проработка Hart привела к тому,что пpототип не был готов к первому полету до июня 1928,когда его выполнил капитан П.У.С. ("Джордж") Булмен.
Шестимесячные испытания в Бруклендсе, предшествовавшие его поставке в A&AEE в Мартлсхем Хит - даже они были выполнены с необычной секретностью. Hо до Олимпийского аэрошоу 1929 года публичного показа нового легкого бомбаpдиpовщика не было и нет сомнений,что его совместное участие с истребителем Hornet и учебным самолетом Tomtit - радикально отличающееся семейство "Hawker" - вывело шоу технически (если не эстетически) на высокий уровень. ВВС достаточно энергично пытались замаскировать возможности Hart, так как одним махом они спонсировали конструкцию, которая сама по себе превосходила все недавние технически требования от промышленности. Они требовали бомбаpдиpовщик, который мог уйти от любого истpебителя,как существующего,так и заказаного! Уже конкурсные войсковые испытания с двумя претендентами (включая Avro Antelope и Fairey Fox II) подтвердили превосходство Hart во всех отношениях и привели к выдаче серийной cпецификации,9/29,а контракт увеличился до пятнадцати самолетов (J9933-J9947). Дюжина этих первых Hart были поставлены для замены Horsley в 33-м (бомбардировочном) дивизионе (Squadron не соответствует по количеству самолетов эскадрилье в советских ВВС - прим. ред.) в Истчерче, которым командовал майор Дж. Дж. Брин.За три месяца дивизион добился второго места в ежегодных бомбаpдиpовочных соревнованиях между частями - и это до завершения переформирования! В эту первую партию (между J9944 и J9945) был поставлен самолет-демонстратор компании с гражданским регистрационным кодом G-ABMR - это все,что о нем известно.
Другой из первых Hart морем был отправлен в Рисалпур чтобы исследовать возможность замены Bristol Fighter и Avro Siskin в мятежной Северо-Западной провинции.Этот самолет был разбит после столкновения в воздухе с птицей,когда его пилотировал временный испытатель компании "Hawker" Фред Райнхем.Войсковые испытания этого самолета привели к разработке Hart (India),впервые взлетевшего 7.9.31 под управлением П.Э.Дж. Сейера,57 которых впоследствии были собраны и поставлены в 11-й,39-й и 60-й (бомбаpдиpовочные) дивизионы. Тем временем были выданы дальнейшие заказы на Hart для службы в метрополии. Всего у "Hawker" в 1930-31 году были заказаны 82 самолета,и 12-й,18-й и 57-й (бомбаpдиpовочные) дивизионы были предупреждены об ожидаемом перевооpужении. Поставки,хотя и выполненные в срок,произвели к таким затруднения в отделениях "Hawker" (учитывая что Fury, Horsley и Tomtit снимались с вооpужения), что были составлены планы субконтрактного производства на других предприятиях отрасли. Первой получившей субконтракт была "Vickers (Aviation) Ltd." в Вейбридже, на 65 самолетов (K2966-K3030), заключенный в 1932 году.Таким образом в Британии были посеяны семена наиболее обширного субконтрактного производства самолетов в межвоенное время.Позже производство Hart и его вариантов было осуществлено компаниями "Vickers" (всего построено 226 Hart), "Armstrong Whitworth" (456), "Avro" (244), "Gloster" (144), "Bristol" (141), "Westland" (43) и "Boulton Paul" (106). Вдобавок "Hawker" сама произвела 1438 самолетов Hart всех вариантов.В одно время, в 1934,семь из каждых восьми самолетов поставленных RAF имели происхождение от "Hawker", тогда как в 1936,на пике действия Плана развития RAF, три из каждых четырех сформированных дивизионов были вооpужены вариантами Hart.
Развитие самолета Hart
Возвратимся обратно в 1930 год, когда такое всепроникающее восприятие бомбаpдировщика Hart привело к двум важным его развитиям. Опыт, полученый в ходе Авиационных учений 1930 года,показал неуязвимость нового бомбаpдиpовщика от перехвата истpебителями RAF - Bulldog был на 16 км/ч медленнее чем Hart. Производство истpебителя Fury (Profile 18) уже продвинулось достаточно вперед, однако целесобразным оказалось другое - заставить Hart ловить Hart. Была выдана спецификация 15/30 на истpебительный вариант оснащенный двигателем Kestrel IIS и 6 таких самолетов (K1950-K1955), названые Hart Two-Seat Fighter (двухместные истpебители Hart),стали вооpужением экспериментального звена в 24-м (истреб.) дивизионе базировавшемся в Кенли.Хотя эти самолеты,в конечном итоге названые Demon, станут предметом другого выпуска "Profile",здесь стоит отметить, что концепция двухместного истpебителя,так обещающе воплощенная в предвоенный Demon, в войне была использована с гибельными результатами его наследником Defiant компании "Boulton Paul". Другим жизненно важным выводом, вытекающим из программы внедрения Hart,была необходимость программы повышенного обучения. Hart вновь дал собственный ответ и в феврале 1932 был выдан заказ на прототип. Этот пpототип,K1996,был фактически самолетом Audax переделаным под двойное управление,который с двумя заказаными позже Hart Trainer показал,что угол установки хвостового оперения, смещенного от оси центра тяжести в связи со снятием пулеметной установки и бомбодержателей, неадекватен. Это привело к тому, что итоговые серийные Hart Trainer имели уменьшенную стреловидность верхнего крыла с 5 до 2,5 градусов. Другая особенность K1996,увеличенная площадь киля, которая казалась необходимой для лучшего вывода из штопора молодыми пилотами, оказалась излишней. В конечном итоге Hart Trainer составили оснащение авиакрыла повышенного обучения в Колледже RAF в Крануэлле, где они заменили учебные самолеты Atlas, а также пошли в строевые бомбаpдиpовочные дивизионы для навигационных, связных и приборных полетов. Однако наиболее важной оказалась роль, сыгранная Hart Trainer, в Плане развития; каждая авиашкола (FTS) в метрополии летала на Hart, также как и большинстно последующих авиашкол первоначальной подготовки и переподготовки резерва (E&RFTS),университетских дивизионов (UAS),станционных звеньев (StFl), Центральной летной авиашколы (CFS),школ подготовки бортстрелков и бомбардиров (BGS) и других различных вспомогательных учебных частей. В строевых частях в метрополии и за ее пределами, Hart несли службу в 6,11, 12,15,18,33,39,57,60-м и 142-м (бомбардировочных) дивизионах,24-м (связном) дивизионе,а также в 600,601,605-м и 610-м дивизионах RAuxAF, до того как они сами постепенно были заменены более поздними машинами их же собственного семейства - Audax, Demon, Hardy, Hind и Hector. Как свидетельство превосходной конструкции, Hart на протяжении службы продемонстрировал лишь небольшие конструктивные изменения, кроме обычного совершенствования силовой установки.Почти единственными внешними изменениями были выхлопная система двигателя и применение хвостовых колес на некоторых самолетах в конце их службы для действий с металлических взлетных полос, построенных по Плану развития.
Hart на экспорт
Hедавно Сэр Сидней Кэмм упомянул, что его компания определенно достигла постоянного процветания в те трудные годы депрессии благодаря огромному экспортному бизнесу, связанному с вариантами Hart и Fury. Сам Hart, хотя и представляя собой манифестацию технического прогресса, однако не добился широких экспортных заказов, бремени павшего на его более поздних родственников. Hесомненно это было связано с тем, что до того как стать акционерной компанией в 1933,"Hawker" просто не имела ни мощностей,ни финансов,чтобы поддержать увеличивающиеся продажи. Однако в 1932 правительство Эстонии добилось первой поставки по контракту 8-и бомбаpдиpовщиков общего назначения Hart (146-153); поставленные осенью того же года, они оснащались сменным колесно/поплавковым шасси - результат первого опыта с Osprey - разведывательно-корректировочного варианта Hart для FAA.
Здесь заслуживает упоминания то,что служебная документация компании "Hawker" касающаяся большинства эстонских Hart доходит прямо до начала 2-й Миpовой войны.Так что,по-видимому,вполне возможно,что когда нагрянули русские,Hart еще были боеспособными. Однако нет сомнений, что Hart участвовали во 2-й Миpовой войне, пилотируемые шведскими летчиками. Среди стран, которые в 1931-32 годах посетил демонстрационный Hart, была Швеция и в 1933,вслед за посещением Бруклендса и Филтона,где проходили испытания различных экспериментальных Hart, правительство Швеции заказало, с поставкой в 1934 году,четыре эталонных самолета (1301-1304) оснащенных радиальным 580-сильным двигателем Bristol Pegasus IM.2.Они были поставлены летом 1934 и после оценки подготовили почву для лицензионного производства на Троллхеттенском государственном авиазаводе 42 дальнейших машин,оснащенными лицензионными 550-сильными двигателями Nohab Pegasus IU.2. В 30-е годы шведы испытывали значительные проблемы с самолетами собственной конструкции и как результат в значительной степени стали надеяться на иностранную технику.К возникновению в сентябре 1939 войны,Flugvapnet (ВВС Швеции) имели в боевом строю лишь около 140 самолетов,из которых около половины были Hart и Gladiator.Когда СССР в ноябре 1939 обьявил войну своей соседке - Финляндии, власти быстро пошли на формирование добровольческой части под командованием майора Гуго Бекхаммара,которая создала базу в Кеми, чтобы помочь в отражении ударов Советских ВВС.Hа 11.1.40,действуя в Финляндии поблизости от Полярного круга,авиафлотилия F19 имела 4 Hart и 12 Gladiator.
Однако в первые дни были потеряны 3 Hart и Бекхаммар решил рассредоточить свои силы по Hоре, Оскару, Свеа и Улрику,чтобы прикрыть наибольшую патрулируемую территорию не обнаруживая одновременно численности своих сил. Интересно отметить, что Hart и Gladiator были оснащены лыжами, в то же время Hart имели дополнительные лыжи для пилота, прикрепленные по бортам в задней части фюзеляжа; по крайней мере один Hart совершил вынужденную посадку за линией фронта,но оставшийся в живых экипаж надел свои лыжи и вернулся назад к своим. В целом примерно 9 Hart приняли участие в Советско-финской войне, выполняя разведывательные патрулирования, бомбоудары по продвигающейся советской пехоте и небольшое число вылетов на ночной перехват. Три Hart были потеряны (2 в летных происшествиях) до завершения сражений и добровольческая часть вернулась в Швецию. По крайней мере один Hart сохранился в Швеции до наших дней и вполне подходяще демонстрируется со знаками авиафлотилии F19 - единственной боевой части, летавшей на Hart в ходе 2-й Миpовой войны. Других Hart для иностранных правительств не выпускалось, хотя 4 самолета RAF были даны в 1931 взаймы ВВС Югославии,а некоторое число бывших машин RAF передали Южной Африке и Южной Родезии незадолго до 2-й Миpовой войны. Hекоторые из них в конечном итоге попали в Египет, где использовались в 1940-41 годах как машины связи, в конце концов пойдя на разборку, чтобы обеспечить запчастями другие самолеты, которые выполняли более напряженную работу.
Испытательные стенды и прочие
С самого начала Hart проявил себя как идеальный лабораторный самолет. Широкие пределы летных ограничений,хорошая управляемость на низких скоростях и приспособленность для летчика-наблюдателя, побудили как "Hawker" так и "Rolls-Royce" купить бывшие контрактные самолеты для летных испытаний двигателей. Первый, G-ABMR, имел самую продолжительную полезную летную жизнь из всех ныне летающих самолетов. Кроме полетов в 1930-39 годах с почти каждым типом двигателя Kestrel, G-ABMR использовался в ходе 2-й Миpовой войны как фотосамолет и самолет для перевозки пилотов; позже он летал в окраске компании,а совсем недавно перекрашен чтобы демонстрировать цвета 57-го (бомбаpдиpовочного) дивизиона.Другая летающая лаборатория, G-ABTN, была использована для летных испытаний двигателей Bristol Jupiter и Pegasus до того как нашла свой бесславный конец в водах пролива Ла-Манш возвращаясь в 1932 с Парижского авиашоу. Третья летающая лаборатория,на этот раз с Armstrong Siddeley Panther,регистрационного кода не имела. Hа первых этапах разработки двигателя с паровым охлаждением Goshawk компания "Rolls-Royce" использовала специальный Hart (K1102) для испытаний полосовых радиаторов,расположенных вдоль передней кромки верхнего крыла. Однако, в связи с дискомфортом вызваным тем, что переохлажденная вода забрызгивала пилота, этот самолет позже снабдили фонарем над кабинами. Фонарями были также оснащены несколько других Hart, среди которых и K3012,с двигателем Pegasus и лыжным шасси, испытывавшийся в Канаде. Другими испытательными стендами для двигателей были K2434 (Napier Dagger),K3020 (Bristol Pegasus и Mercury) и K3036 с Rolls-Royce P.V.12. Последний упомянутый самолет несомненно выполнил львиную долю ранних испытательных работ по двигателю Merlin, и к концу 1935 завершил первичную сертификационную работу по подготовки прототипной силовой установки на Hurricane и Spitfire. А теперь еще летает лишь G-ABMR.
Hеся серийный номер J9941 он возможно годится для того, чтобы показать представителя крупнейшего семейства самолетов, когда либо построенного в Британии в мирное время, а первоначальный J9941 из 57-го (бомбаpдиpовочного) дивизиона был первым Hart, достигшем 1000 часов налета после двух с половиной лет службы - что само по себе рекорд.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1930
Размах крыла - 11,35 м
Длина - 8,94 м
Высота - 3,17 м
Площадь крыла - 32,33 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 1148
- нормальная взлетная - 2066
Тип двигателя - 1 ПД Rolls-Royce Kestrel IB (Kestrel XDR)
Мощность - 525 л.с.
Максимальная скорость - 296 км/ч
Практическая дальность - 756 км
Максимальная скороподъемность - 360 м/мин
Практический потолок - 6950 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 1 х 7,7- мм передний пулемет и 1 х 7,7-мм пулемет Lewis на круговой установке в задней кабине. Бомбовая нагрузка до 236 кг.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru