SAAB JA-37 Viggen
Истребитель-перехватчик
Командование ВВС Швеции в соответствии с перспективным планом строительства вооруженных сил страны проводит мероприятия по качественному улучшению самолетного парка, в том числе и истребительной авиации ПВО. С этой целью, по свидетельству зарубежной печати, устаревшие истребители-перехватчики J35 “Дракен” заменяются новыми самолетами JA37 “Вигген”. JA37 является последним вариантом семейства самолетов “Вигген”, к которому относятся также ранее принятые на вооружение истребитель-бомбардировщик AJ37, двухместный учебно-боевой SK37 и разведывательные самолеты SF37 и SH37.
Конструктивные особенности. Самолеты семейства “Вигген” разрабатывались с учетом требований принятой в Швеции концепции базирования боевой авиации, предусматривающей выделение для каждой авиаэскадрильи аэродрома, в районе которого имеются две-три небольшие ВПП рассредоточения. Кроме того, для взлета и посадки самолетов намечается использовать специально подготовленные (расширенные и упрочненные) участки некоторых автострад. По мнению шведских военных специалистов, реализация этой концепции снизит уязвимость боевой авиации и при нанесении противником ударов по стационарным аэродромам позволит сохранить большую ее часть.
При создании самолетов “Вигген” был осуществлен комплекс конструктивных мероприятий, направленных на удовлетворение противоречивых требований: с одной стороны, необходимо было обеспечить применение их с ВПП ограниченной длины, а с другой — большую сверхзвуковую скорость и заданный радиус действия. В результате была выбрана аэродинамическая схема “утка”, достоинствами которой зарубежные эксперты считают повышенный коэффициент подъемной силы и небольшую удельную нагрузку на крыло, необходимые для обеспечения укороченного взлета и посадки. Кроме того, самолет такой схемы имеет пониженное сопротивление на сверхзвуковых скоростях и обладает хорошей маневренностью.
Проблема посадки на небольшую ВПП, по сообщению иностранной печати, была решена как за счет уменьшения отклонения от расчетной точки приземления, так и путем сокращения длины пробега. Повышение точности приземления достигается методом выполнения посадки без выравнивания, который в сочетании с автоматическим дросселированием двигателя позволяет уменьшить отклонение от намеченной точки приземления до 100 м. Вместе с тем большая вертикальная скорость при посадке без выравнивания, составляющая 5 м/с, потребовала усиления конструкции самолетов, и особенно шасси. Сокращение длины пробега (до 500 м) осуществляется главным образом за счет реверсирования тяги двигателя, что особенно эффективно при посадке на обледеневшую или влажную ВПП.
Истребитель JA37 создан на базе истребителя-бомбардировщика AJ37 и отличается от него в основном более мощным двигателем, составом радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также некоторыми конструктивными изменениями. Судя по сообщениям западной прессы, он предназначен для всепогодного перехвата воздушных целей (в том числе низколетящих) и ведения ближнего воздушного боя. Кроме того, самолет может применяться для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Истребитель рассчитан на Солее высокие перегрузки по сравнению с AJ37, для чего была усилена конструкция крыла, повышена его жесткость и увеличена мощность сервоприводов элеронов (на каждой консоли установлено четыре исполнительных механизма вместо трех), Фюзеляж удлинен на 13 см, а в связи с размещением встроенной пушки и воздухозаборника системы охлаждения несколько изменена конструкция его нижней части.
Силовая установка. На самолете установлен один ТРДД RM8B, являющийся дальнейшим развитием двигателя RM8A и отличающийся большей тягой, увеличенным запасом устойчивости по помпажу, уменьшенным примерно вдвое временем включения форсажной камеры, менее заметным дымовым следом. ТРДД имеет трехступенчатые вентилятор и компрессор низкого давления, семиступенчатый компрессор высокого давления, кольцевую камеру сгорания, одноступенчатую турбину высокого и трехступенчатую турбину низкого давления. Вентилятор рассчитан на устойчивую работу при больших искажениях воздушного потока на его входе.
В двигателе усовершенствованы камера сгорания, система подачи топлива в форсажную камеру и турбина высокого давления, температура газов на входе которой увеличена на 55° С. Этого удалось достичь за счет применения более жаропрочного материала и повышения эффективности системы охлаждения лопаток турбины и соплового аппарата. Кроме того, применена автоматическая система регулирования, которая реагирует на перегрузку, угол атаки и скорость его изменения. Основные характеристики двигателя RM8B: максимальная тяга на форсажном режиме 12 750 кг (без форсажа 7350 кг), тяга устройства реверса 3500 кг, удельный расход топлива на форсажном режиме 2,52 кг/кг*ч (на бесфорсажном 0,64 кг/кг*ч), сухой вес 2350 кг, длина 6,23 м, диаметр 1,4 м, ресурс 600 ч.
Система управления самолетом необратимая бустерная с гидравлическими сервоприводами элевонов (расположены на задней кромке крыла и обеспечивают управление по тангажу и крену) и руля направления. Закрылки переднего горизонтального оперения связаны с системой управления элеронами. Кроме основной, на самолете для облегчения его пилотирования и применения оружия имеется цифровая автоматическая система управления полетом.
Гидравлическая система (рабочее давление 210 кг/кв.см) состоит из двух независимых подсистем с отдельными гидронасосами, приводимыми от двигателя. На самолете установлен также аварийный гидронасос с приводом от электромотора.
Электрическая система переменного тока напряжением 210 и 115 В и частотой 400 Гц питается от генератора мощностью 75 кВ*А. Постоянный ток напряжением 28 В вырабатывается с помощью выпрямителей. Аварийным источником электроэнергии является генератор мощностью 6 кВ*Ас приводом от воздушной турбины, которая в аварийных ситуациях выдвигается в воздушный поток.
Радиоэлектронное оборудование включает РЛС поиска и прицеливания PS-46A, инерциальную навигационную систему (обеспечивает точность самолетовождения 1,85 км за 1 ч полета), аппаратуру радиосвязи, системы обеспечения посадки и радиоэлектронной борьбы, центральную цифровую ЭВМ.
Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС работает в 3-см диапазоне волн (максимальная дальность обнаружения воздушных целей составляет 50 км). Она может выявлять и сопровождать низколетящие цели в условиях преднамеренных и естественных помех. По заявлению специалистов фирмы-разработчицы “Эриксон”, станция способна обнаружить низколетящий истребитель типа F-4 с вероятностью 0,5 при однократном просмотре воздушного пространства. При действии самолета по наземным целям РЛС производит измерение дальности, при этом селекция по доплеровской частоте осуществляется автоматически. В состав РЛС входит цифровой программируемый процессор и аппаратура опознавания.
Истребитель рассчитан на выполнение перехвата при полуавтоматическом наведении с наземных постов системы ПВО “Стрил-60”. При перехвате из положения “дежурство на аэродроме” вылет по тревоге выполняется через 30 с. В тех районах, где наземные РЛС не обеспечивают своевременного обнаружения низколетящих целей, используются пары истребителей в режиме патрулирования для раннего обнаружения таких целей.
Боеготовность и техническое обслуживание. При разработке истребителя JA37 особое внимание, по свидетельству иностранной печати, уделялось обеспечению его высокой боевой готовности. Встроенные бортовые системы контроля в сочетании с тремя автоматизированными наземными стендами позволили уменьшить время проверки работоспособности систем нового самолета на 30 проц. по сравнению с истребителем “Дракон”. Подчеркивается, что время подготовки его к повторному вылету составляет 10 мин, включая время на заправку топливом, перезарядку пушки и подвеску оружия. Предусмотрена заправка топливом при работающем двигателе.
К обслуживанию самолета может привлекаться технический персонал невысокой квалификации. Сообщается, в частности, что один самолет способна обслуживать группа из пяти человек, причем двумя такими группами руководит один квалифицированный специалист. Трудозатраты при обслуживании в ремонтных мастерских и в полевых условиях составляют соответственно 22 и 9 человеко-часов на 1 ч налета. Замена двигателя в полевых условиях занимает 4 ч.
Специалисты фирмы SAAB считают, что период подготовки летчиков для истребителя сократится до 12 месяцев (для самолетов “Дракен” он составляет 18 месяцев). Этого планируется достичь за счет высокой степени автоматизации работы летчика и применения при обучении нового тренажера. Считается, что для поддержания требуемого уровня летной подготовки летчику достаточно иметь ежегодный налет 100 ч.
Модификации самолёта :
AJ-37 - истребитель-бомбардировщик
SK-37 - учебно-тренировочный самолет. Конструктивно отличается от AJ-37 наличием кабины инструктора, оборудованной на месте убранного переднего топливного бака, и составом бортового оборудования.
SH-37 и SF-37 - всепогодные разведывательные самолеты. Оба этих самолета имеют такую же конструкцию, как истребитель AJ-37, но отличаются от него и друг от друга составом бортового оборудования. Самолет SH-37 предназначен для ведения разведки над морем, a SF-37 — над сушей.
JA-37 - истребитель-перехватчик.
Характеристики истребителя-перехватчика JA-37 "Viggen"
Год принятия на вооружение - 1979
Размах крыла - 10,6 м
Длина самолета - 16,4 м
Высота самолета - 5,9 м
Площадь крыла - 46 кв.м
Масса, кг
- пустого - 11800
- нормальная взлетная - 15000
- максимальная взлетная - 17000
Тип двигателя - ТДД Volvo Flygmotor RM-8В (Pratt & Whitney JT-8D-22)
Тяга нефорсированная - 7350 кгс
- форсированная - 12755 кгс
Топлива во внутренних баках - 5700 л
Максимальная скорость, км/ч:
- у земли - 1335
- на высоте 11000 м - 2150
Скороподъемность у земли - 92 м/с
Практический потолок - 18300 м
Практическая дальность - 4000 км
Боевой радиус действия - 500-1000 км
Экипаж - 1 чел
Вооружение: Для размещения оружия на истребителе JA37 имеется семь узлов подвески: четыре под консолями крыла и три под фюзеляжем. Типовым вариантом вооружения являются две ракеты средней дальности стрельбы Rb71 (шведское обозначение УР “Скайфлэш”) и две — четыре УР ближнего воздушного боя Rb24 (“Сайдвиндер” А1М-9В) класса “воздух — воздух” и встроенная 30-мм пушка КСА фирмы “Эрликон” с боекомплектом 150 патронов, которая, по оценке зарубежных специалистов, имеет большую эффективность, чем 30-мм пушки “Дефа” и “Аден”. Проведенные испытания показали, что стрельба из пушки КСА может вестись при перегрузке до 7,6 и во всем диапазоне скоростей полета самолета. Основные ее характеристики: максимальная дальность стрельбы 2000 м, темп стрельбы 1350 выстр./мин, начальная скорость снаряда 1075 м/с, вес снаряда 0,36 кг. Для действий по наземным целям на истребитель могут подвешиваться четыре пусковые установки, в каждой из которых размещаются шесть НУР калибра 135 мм или бомбы различного назначения общим весом до 5000 кг.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru