Israel Aircraft Industries (IAI) Kfir C.2
Многоцелевой истребитель
Результаты воздушных боев израильской авиации с МиГ-21 выявили потребность в истребителе, имеющем более высокую тяговооруженность, чем Mirage III с ТРДФ Atar (Mirage IIICJ уступал Мигу в маневренных и разгонных характеристиках). Это привело к началу работ над модификацией истребителя Nesher с американским ТРДФ General Electric J79, имеющим большую тягу и применявшимся на самолетах F-4 Phantom II. Первый полет опытного израильского самолета с таким двигателем состоялся в июне 1973-го на аэродроме Бен-Гурион. ТРДФ J79 был установлен на планере истребителя Mirage ШВ.
В 1975-м начался выпуск нового самолета, получившего обозначение Kfir (Львенок). 14 апреля 1975-го первый серийный истребитель Kfir С.1 был публично продемонстрирован на аэродроме Бен-Гурион. Было построено 27 истребителей Kfir С.1. Их первое боевое применение состоялось в 1977-м над Ливаном. Самолет выполнен на базе планера истребителя Mirage 5. Установка ТРДФ J79-17 (1х8120 кгс) вместо Atar 9С потребовала изменения конструкции хвостовой части самолета (уменьшена длина и увеличен диаметр фюзеляжа).
По сравнению с исходным истребителем Mirage была изменена конструкция носка крыла и улучшена механизация крыла и установлена навигационно-бомбардировочная система фирмы Элта ИЛС. Большую часть кабинных приборов изготовили в Израиле.
Основное назначение Kfir С.1 - нанесение ударов по наземным целям, а также ведение борьбы за завоевание превосходства в воздухе в светлое время суток. Обзорная РЛС отсутствует, в носовой части устанавливается радиодальномер типа Aida II. Вооружение включает две пушки Defa (30 мм), УР с ИК системой самонаведения Шафрир или Сайдуиндер, НАР и бомбы на семи узлах внешней подвески (явное преимущество по сравнению с Mirage).
Правительство Израиля проявило заинтересованность в продаже самолетов Kfir на экспорт (в 1976 г. стоимость одного истребителя при поставке его иностранному заказчику оценивалась в 4,5 млн. долларов). В 1976-м самолет был продемонстрирован представителям ВВС четырех иностранных государств, в том числе Австрии, имевшей планы закупки 24 истребителей этого типа. Однако правительство США, обеспокоенное тем, что относиепьно дешевые машины составят серьезную конкуренцию и Израиль "незаконно" использует технические знания, полученные из Штатов, препятствовало широкому проникновению Kfir на международный рынок (для экспортных поставок с американским двигателем J79 требовалось согласие США).
В 1985 г. Израиль заключил с американским правительством соглашение о передаче в аренду ВМС и корпусу морской пехоты, соответственно, 12 и 13 самолетов Kfir С.1, которые использовались до 1987г. (ВМС) и 1989г. (КМП) для имитации советских истребителей МиГ-23 в учебных эскадрильях Агрессор. Перед поставкой самолетов США они были подвергнуты существенной модернизации, включавшей, в частности, установку переднего горизонтального оперения (ПГО). Они получили обозначение F-21A. В конце 1980-х гг. их заменили на истребители F-16N, имитирующие МиГ-29.
По сообщениям американской печати, стоимость технического обслуживания F-21A на один час налета вдвое превышала соответствующий показатель самолета F-14A Томкет (5817 долларов/ч и 2061 долларов/ч). По соглашению с правительством США Израиль был освобожден от налогов при сдаче самолетов в аренду, но все работы, связанные с капитальным ремонтом и материально-техническим обслуживанием, выполнялись и оплачивались Израильским правительством.
В 1974 г. совершил первый полет Kfir С.2, отличающийся от исходного истребителя Kfir С.1 наличием ПГО, служащим для улучшения маневренных и взлетно-посадочных характеристик, а также улучшенным БРЭО. Всего построено 185 машин. Из них в 1987 г., по утверждению министра обороны Израиля И. Рабина, 95 "исключили из состава ВВС" (в это число входит 12, поставленных Эквадору, а также боевые потери в Ливанской войне 1982-1983 гг.)
Kfir С.2 - моноплан с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим коническую крутку. Оно цельнометаллическое кессонное с работающей обшивкой из механически обработанных панелей с монолитными подкрепляющими элементами. Относительная толщина у корня 4,5%, на конце - 3,5%. Угол поперечного V-1град. На концевых частях на 40% полуразмаха консоли имеется уступ по передней кромке. Крыло оснащено двухсекционными элевонами с небольшими внутренними поверхностями, используемыми как триммер и руль высоты. Привод элевонов - гидравлический. На верхней и нижней поверхности крыла вблизи передней кромки расположены воздушные тормоза.
Фюзелях - цельнометаллический типа полумонокок, выполнен в соответствии с правилом площадей. На носке фюзеляжа установлены боковые пластины, служащие для улучшения устойчивости при полете на больших углах атаки. Воздухозаборники боковые регулируемые с центральным телом (полуконус). По сторонам каналов воздухозаборников неподвижно установлены консоли неуправляемого ПГО.
Цельнометаллический киль имеет руль направления с гидроприводом. Триммер руля направления управляется сервомеханизмом. Сильно развитый форкиль треугольного сечения служит каналом подачи воздуха для охлаждения форсажной камеры ТРДФ. Имеется небольшой подфюзеляжный киль В обтекателе под рулем направления расположен тормозной парашют.
Планер самолета рассчитан на максимальную перегрузку 9,5. Шасси - трехопорное. Каждая стойка снабжена одним колесом. Передняя стойка убирается поворотом назад, основные - в крыло и фюзеляж. Носовое колесо - управляемое, снабжено демпфером колебаний "шимми". Амортизаторы - масляно-водушные, тормоза - дисковые. Две посадочные фары расположены на носовой стойке шасси.
Самолет оснащен ТРДФ General Electric J79 (1х8120 кгс), имеющим удельный расход топлива 77 кгс/с, степень повышения давления 12,4, длину 5300 мм, диаметр 990 мм и массу 1740 кг. Топливо размешается в пяти внутрифюзеляжных баках и четырех встроенных крыльевых общей емкостью приблизительно 4000 л. Возможна подвеска двух подкрыяьевых и одного подфюзеляжного ПТБ емкостью 500, 600,1300 или 1700л. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе (приемник расположен в верхней части фюзеляжа над передним верхним топливным баком).
Источником постоянного тока является генератор мощностью 9 кВт и две аккумуляторные батареи напряжением 24 В и емкостью по 40А.Ч, переменного - трансформатор-выпрямитель (125 В.А, 200 В, 400 Гц), генератор мощностью 9 кВА (115/200 В, 400 Гц) и статический преобразователь.
Есть две независимые гидравлические системы с рабочим давлением 210 ктс/м, две независимые системы кондиционирования воздуха, одна из которых обслуживает кабину летчика, вторая - БРЭО. Катапультное кресло Мартин-Бейкер7М-6 обеспечивает покидание самолета в полете и на стоянке. Фонарь кабины с плоским лобовым бронестеклом, открывается назад вверх.
На Kfir С.2 установлена многофункциональная навигационно-бомбардировочная система S-8600, включающая центральный вычислитель аэродинамических данных, блок радионавигационной системы TACAN, импульсно-доплеровскую РЛС EL/М-2001 Х-диапазона, аппаратуру опознавания cвой-чужой Электродистанционная система автостабилизации со сдвоенным вычислителем фирмы МВТ (ASW-41 - система повышения управляемости и ASW-42 - система повышения устойчивости), включающая запоминающее устройство IMU фирмы Элта. Самолет оснащен резервным гирокомпасом, автопилотом, радиовысотомером, указателем угла атаки и датчиком перегрузки. Связное оборудование включает передатчик дециметрового диапазона.
Две пушки Defa калибром 30 мм с боезапасом по 125 патронов размещены под воздухозаборником двигателей. Имеются четыре подкрыльевых и три подфюзеляхных узла подвески. В конфигурации для завоевания превосходства в воздухе вооружение состоит из двух УР Шафир, Сайдуиндер и ИК системой наведения, установленных на концевых крыльевых узлах. Для действий по наземным целям может оснащаться двумя бомбами калибром 450 кг, четырьмя - 226 кг, двумя УР класса воздух-земля Попай, Мейврик и Шрайк, а также контейнерами со средствами РЭБ.
Большинство Kfir С.2 было модифицировано в Kfir С.7 в конце 1983-го. На базе истребителей Kfir С.2 в 1981 г был создан двухместный учебно-боесбй- самолет Kfir ТС.2. В дальнейшем часть машин этого типа переоборудовали в усовершенствованный УБС Kfir ТС.7, соответствующий истребителю Kfir С.7 (два самолета ТС.7 поставлены Колумбии).
Самолет выпускался в следующих модификациях:
"Кфир" C.1 — первая серийная модификация самолета. Использовалась в качестве истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика и ограниченно — в качестве разведчика (1975 г.).
"Кфир" С.2 — модернизированный вариант с улучшенной аэродинамикой (установлены уступы на передней кромке консолей крыла и гребни в передней верхней части воздухозаборников). Серийное производство начато в 1976 году.
"Кфир" ТС.2 — двухместная модификация самолета "Кфир" С.2. Использовалась в качестве учебно-боевого самолета (1976 г.).
"Кфир" С.7 — истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик. Имеет двигатель с большей тягой, новое радиоэлектронное оборудование и два дополнительных узла подвески вооружения (1982 г.).
"Кфир" ТС.7 — двухместный учебно-боевой самолет, модификация самолета "Кфир" С.7.
Характеристики истребителя Кфир С.2:
Год принятия на вооружение - 1975
Размах крыла - 8,22 м
Длина самолета - 15,55 м
Высота самолета - 4,25 м
Площадь крыла - 34,85 кв.м
Масса:
- пустого - 7285
- максимальная взлетная - 14600
Тип двигателя - 1 ТРД IAI Bedek Division (General Electric) J79-17
Тяга - 8120 кгс
Топливо, кг
- во внутренних баках - 2572
- ПТБ - 3727
Максимальная скорость, км/ч:
- у земли - 1389
- на высоте 11000 м - 2440
Скороподъемность у земли - 14000 м/мин
Практический потолок - 15240 м
Практическая дальность с 3 ПТБ - 3230 км
Боевой радиус действия - 1200 км
Экипаж - 1 чел
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7,5
Вооружение: 2 30-пушки DEFA 552 c 125 патронами на пушку. Боевая нагрузка - 5600 кг на 7 подвесках: 2 УР "воздух-воздух" Shafrir 2 или AIM-9 Sidewinder 2 УР "воздух-земля" AGM-65 Maveric, Popeye, противорадиолокационые УР AGM-45 Shrick, 2 х 450-кг или 4 226-кг бомбы.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru