Четвериков МДР-6 (Че-2)
Морской дальний разведчик
В предвоенные годы авиация Военно-Морского Флота наряду с колесными самолетами различного назначения получила несколько типов летающих лодок, в том числе морской дальний разведчик (МДР). Его разработала группа инженеров, возглавляемых И.В.Четвериковым. Конструктор впервые в нашей стране применил на морском самолете крыло типа "чайка" (его площадь - 59,4 квадратных метров). Двигатели (на первом экземпляре - звездообразные М-25Е, затем М-62 и М-63) устанавливались в местах перегиба крыла. Схема самолета - летающая лодка, высокоплан со свободнонесущим крылом. Центроплан был круто изогнут от корпуса лодки, с которым сопрягался обтекателями. Лодка - двухреданная, хорошо обтекаемых форм, все поперечные сечения лодки криволинейные, плоских поверхностей не было. Размеры лодки немного менялись в модификациях самолета. Конструкция Че-2 - металлическая. Полотно применялось лишь для обшивки рулей и элеронов. Обшивочные листы корпуса в основном тонкие. Клепка потайная. Экипаж три-четыре человека, вооружение: три пулемета ШКАС в двух стрелковых установках, до 12 различных бомб общей массой до 1000 кг. Опытный образец летающей лодки в 1937 году успешно прошел испытания и вскоре машина поступила в серийное производство. Большинство самолетов Че-2 выпускалось с двигателями М-63 мощностью по 1100 л. с. Машина, несмотря на большие размеры, была достаточно легкой. Вес пустого Че-2 не превышал 4100 кг, взлетный - 6700 кг. В перегрузочном варианте летающая лодка весила 7200 кг. Благодаря своим аэродинамическим формам самолет обладал хорошими летными и мореходными данными.
Его максимальная скорость достигала 360 км/час, потолок - 9 тыс. м. Для повышения летных качеств самолета МДР-6, чтобы летающая лодка могла более или менее равняться с серийным бомбардировщиком типа ДБ-3, решено было выпустить модификации обозначавшиеся "А", а затем "Б" с номерами от 1 до 5 за 1940 - 1946 гг. "А" (1940 г.) и "Б" (1941 г.) - два опытных экземпляра, почти подобные, но с резкими отличиями от серийного типа "Н". На модификации "А" стояли двигатели М-105 рядного типа. Поплавки были специальной формы, чтобы они могли уместиться между лонжеронами крыла, в виде ящиков на жестких коробчатых стойках с управлением от электросистемы с червячной передачей. Проектирование самолета "А" было начато осенью 1939 г. Он был выпущен в 1940 г., в 1940 - 1941 гг. прошел заводские испытания, но потерпел аварию около Углича, при перелете на место проведения госиспытаний. Самолет Б-1 являлся модификацией МДР-6. Двигатели М-105 в 1050 л. с. рядного типа, консоли крыла значительно уменьшены (в пользу скорости), поплавки немного выступали; хвостовое оперение - разнесенное; формы фонаря и турели - измененные, турель отнесена за задний редан. Ширина лодки оставалась прежней - 1,9 м. Конструкция ее - тот же полумонокок с каркасом из прессованных и катанных профилей. Крыло двухлонжеронное, полки лонжеронов - стальные тавры 60х60х6 мм, обшивка его до заднего лонжерона - от 2 мм в центроплане и в основаниях консолей до 0,8 мм на концах крыла, в хвостовой части - полотно. Двигатели М-105 имели меньший лоб, чем М-63, даже при наличии радиаторов, которые были подвешены под центропланом за задним его лонжероном. Выполнен был самолет очень чисто, и вообще этот тип мог по праву считаться самым красивым из гидросамолетов, где-либо и когда-либо существовавших. Скорость достигала 454 км/ч на высоте 6000 м. Вооружение: три пулемета ШКАС и четыре бомбы по 100 - 250 кг. Б-1 был выпущен весной 1941 г. и даже прошел заводские испытания. 26 октября самолет полетел к месту, где должны были проходить госиспытания. Б-1 долетел благополучно, но испытания не удалось довести до конца из-за дефектов силовой установки. К тому же были трудности с уборкой поплавков, которые обычно не до конца входили в крыло из-за малых плеч механизма подъема. Сказывалась и близость винтов к воде из-за небольшой высоты лодки: брызги, а то и волна попадали в винты. В общем предстояла дальнейшая работа по развитию типа "Б", по доводке силовой группы и увеличению дальности полета. МДР-6 - Б2 имел размеры и конструкцию крыла как и Б1, развитием которого он и был. Самолет был выпущен в 1943 г. с мотором М-105. Радиаторы лобовые с жалюзи (как у самолета СБ). По сравнению с Б1 поплавки были еще уширены и увеличены в объеме и не полностью убирались в крыло. Лодка в основном сохраняла прежние размеры и в связи с увеличившейся массой глубже сидела в воде. Мореходность была ограниченной, брызгоотражатели на скулах и днище носовой части помогали мало, взлет с волны был труден. Летные данные были близки к характеристикам "А", но дальности по-прежнему не хватало. МДР-6 - Б3 имел размер и конструкцию крыла, как и Б-1. Выпускался в 1943 г., одновременно с Б-2. Отличался от него лишь двигателем (устанавливался М-105ПФ).
Также модификация Б3 имела усиленное вооружение: в хвостовой части фюзеляжа были устроены два блистера под пулеметы УБ. Экипаж увеличили до 5 человек. Масса самолета возросла в нормальном варианте до 7200 кг, а в перегрузочном до 8200 кг (масса топлива в обоих вариантах 1100 кг). Для обеспечения требуемой дальности (3000 км ) выпускались следующие модификации. МДР-6 - Б4, построенный в 1944 г. существенно отличался от Б3. Лодка была уширена с 1,9 до 2,2 м и сделана выше в среднем на 0,4 м, с поднятым хвостом и оперением. Задний редан был немного смещен назад. Поплавки были сделаны неубираемыми, на стойках с подкосами. От их уборки пришлось отказаться, так как длина стоек возросла и убрать поплавки в прежние гнезда было нельзя. Запас топлива был увеличен на 2150 кг. Двигатели ВК-107, радиаторы лобовые (как у Б3). Экипаж 5 человек. Блистеры сконструированы заново и имели увеличенные сферы обстрела. Вооружение: три УБ и 1000 кг бомб. Площадь вертикального оперения увеличена за счет добавления третьего (среднего) киля. Масса самолета возросла до 10 т. МДР-6 - Б5 (1945 г.) был непосредственным развитием Б4 с двигателями ВК-107А в 1650 л. с. Лодка - от Б4, но с удлиненным на 0,5 м носом и со сдвинутой вперед кабиной летчиков (перед винтами). Центроплан был увеличен в размере (как и у Б4), консоли те же, что и во всех гидросамолетах, поплавки неубираемые, как в Б4, оперение разнесенное, немного увеличенное, без среднего киля. Радиаторы (с жалюзи на выходе) под крылом между лонжеронами, винты четырехлопастные. Вооружение - три пушки Б-20, одна в носу лодки неподвижная (200 снарядов), две - на турели СЭБ (самолетная электрофицированная башня) с 300 снарядами. Бомб - четыре ФАБ по 100 - 250 кг или две ФАБ - 500. Масса вооружения - 125 кг, аэронавигационного оборудования - 69 кг, электрооборудования и связи - 172 кг, снаряжения и разного оборудования - 542 кг. Масса конструкции планера - 2355 кг, силовой установки - 3067 кг. Масса пустого Б5 без съемного оборудования - 5610 кг, т. е. была равна полетной массе Че-2. Полетная масса Б5 стала более 10 т. Постройка самолета была закончена летом 1945 г. и удовлетворительно прошел заводские испытания. На госиспытания самолет на передавался. Максимальная скорость таких самолетов-разведчиков превышала 450 км/час. Вся история самолета МДР-6 свидетельствует о поистине героических попытка Четверикова создать гидросамолет - летающую лодку, по скорости сопоставимую сухопутному самолету с теми же двигателями и при той же массе. Эта цель в основном была достигнута, но лишь ценой снижения других качеств - мореходности, дальности.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1943
Размах крыла - 21,0 м
Длина - 15,73 м
Высота - 4,3 м
Площадь крыла - 59,4 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 4100
- нормальная взлетная - 6700
- максимальная взлетная - 7200
Тип двигателя - 2 ПД Климов М-63
Мощность - 2 х 1100 л.с.
Максимальная скорость - 360 км/ч
Практическая дальность - 2650 км
Максимальная скороподъемность - 335 м/мин
Практический потолок - 9000 м
Экипаж - до 5 чел
Вооружение: 1 12.7-мм пулемет УБ и 1 .7.62-мм пулемет ШКАС, до 1000 кг бомб.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru