Messerschmitt Ме.410 Hornisse
Тяжёлый истребитель
В ночь на 14 июля 1943 г флайт-лейтенант Бунтин, совершавший полет на ночном истребителе "Москито"-XII, заметил в двух километрах от побережья Эссекса на высоте 3000 м выхлоп самолета. Противника удалось догнать через 15 минут уже на высоте 7000 м. После двухсекундной очереди самолет перевернулся и почти вертикально спикировал в море в пяти милях от Феликсстоу. Это был первый Ме.410А-1, сбитый над Британскими островами. Второй был сбит над Дюнкерком через две ночи другим "Москито" из 85-го эскадрона. Третий был сбит 29 июля в 30 км к югу от Бичи Хэд "Москито" из 256-го эскадрона. Все три сбитых самолета принадлежали 5-й группе 2-й бомбардировочной эскадры - первой группе, получившей Ме.410.
Ме.410 впервые появился над Британскими островами в июне 1943 г, а на вооружение поступил лишь несколькими месяцами раньше. Самолет оказался весьма сложным для перехвата даже для "Москито". Возможно во время войны ни один другой самолет не испытывался так тщательно, так как он "весьма" походил на своего предшественника Ме.210, бесславно закончившего свою карьеру год назад. Более того, для производства Ме.410 использовалось большинство оснастки предшественника. Схожость самолетов была таковой, что логично было бы даже сохранить название, но, учитывая скандал с первым вариантом самолета, его сохранение было признано "неполитичным".
Основные проблемы Ме.210 удалось преодолеть еще до официального решения остановить его производство. Hо важность данного проекта для люфтваффе была такова, что конструктора в Аугсбурге получили предложение продолжить доводку самолета. РЛМ также не сомневалось в возможности довести самолет и, присвоив ему обозначение Ме.410, потребовало как можно скорее начать его производство. В результате уже через девять месяцев после прекращения выпуска Ме.210 новый Ме.410 был выведен из цеха.
Конструкция Ме.410 практически не отличалась от предшественника, но сужение консолей было уменьшано за счет сокращения на 5гр. стреловидности консоли сразу за двигательными гондолами. Вновь были установлены предкрылки, геометрию закрылков и створок радиатора изменили. Была сохранена увеличенная по высоте хвостовая часть фюзеляжа по образцу последних Ме.210, а двигатели DB 601F были заменены на DB 603.
Ме.210А-0 (№ 027 DI+NW) был перевооружен на DB 603А, получил новые хвостовую часть фюзеляжа и консоли. Под обозначением Ме.410 V1 он начал летные испытания осенью 1942 г. Перед этим испытывались пять Me 210A-1 (№ 2344 и 2346-9) и один Ме.210A-2 (№ 2350), которые отличались от Ме.410 только сохранением двигателей DB 601F. Один из модифицированных Me 210A-1 позже был поставлен японцам по германо-японскому соглашению об обмене технологией. Кроме того в программе испытаний Ме.410 было задействовано более двадцати опытных самолетов, некоторые из которых были переделками Me 210A (например, Ме.410 V22 был доработкой Me.210A-0 № 085), а другие были вновь построенными самолетами (например, Me.410 V18 № 10 115). Hа них в основном испытывалось вооружение и оборудование.
По сравнению с оригинальными Ме.210, управляемость Ме.410 была если не отличной, то вполне приемлемой. Самолет уже не демонстрировал своей наровистости. Более важно было то, что летные характеристики были заметно выше, чем у Bf 110. В результате в серию были запущены "шнельбомбер" Ме.410А-1 и "охотник" Ме.410А-2. Первые пять самолетов были приняты люфтваффе в январе 1943 г.
Ме.410А-1 и А-2 были в целом подобны, оба имели две 20-мм пушки MG 151 и два 7,9-мм пулемета MG 17 вперед и оборонительное вооружение из двух 13-мм пулеметов MG 131 в дистанционно-управляемых боковых установках. Внутренний отсек на обоих самолетах вмещал одну 1000-кг бомбу, или две 500-кг или до восьми 50-кг. Правда, нормальной считалась нагрузка 500 кг. Ме.410А-1 были оснащены прицелом для бомбометания с пикирования "Штуви" 5В. Можно было также под корнем крыльев установить многозамковые держатели "Ауссен"-ЕТС на четыре 50-кг бомбы тандемом. Высшее командование люфтваффе особое внимание уделяло производству Ме.410А-1 в варианте "шнельбомбера", но были также разработаны два "набора заводской установки" для использования самолета в качестве разведчика или "охотника". Так Me.410A-1/U1 предусматривал установку одной фотокамеры Rb 20/30, Rb 50/30 или Rb 75/30 в центральной части фюзеляжа, а Me.410A-1/U2 предусматривал использование "контейнера вооружения" - Wb 151 с парой 20-мм пушек MG 151 с 250 снарядами на ствол. Контейнер в последнем случае устанавливался на месте бомбоотсека.
К концу апреля 1941 г люфтваффе приняли 48 Ме.410А. В Лечфельде 5./KG 2 приступила к перевооружению с Do 217 на Me.410A-1. К 20 мая II/KG 2 имела 29 Ме.410А-1 и 17 Do 217E, но к июню группа вновь получила Do 217, а Ме.410А были сданы в специально сформированную V/KG 2, которая впервые и применила новый самолет над Британскими островами. Штаб V/KG 2 был сформирован на базе штаба II/KG 40, а ее эскадрильи (13-я, 14-я и 16-я) формировались на базе KG 40 и 101. В январе 1944 г V/KG 2 была переименована в II/KG 51. Во Франции к ней присоединилась I/KG 51, перевооруженная с Ju 88A-4 на Ме.410А-1 в конце лета 1943 г. Последняя группа стала боеспособной к сентябрю. С мая 1943 г III/ZG 1 в Тунисе стала заменять свои Ме.210А на Ме.410А-1/U2, а 2.(F)/122 на Сардинии получила Me.410A-1/U1.
К заводу в Аугсбурге, который до конца 1943 г сдал 457 Ме.410А, присоединился завод "Дорнье". Первый Ме.410 был собран на "Дорнье" еще в декабре 1943 г, но производство разворачивалось медленно, и следующие 11 Ме.410 были сданы только в феврале 1944 г. К этому времени было разработано множество "наборов" полевой и заводской установки, включая и вариант с 50-мм пушкой ВК 5 ("заводской набор" U4), которая предназначалась для использования против бомбардировщиков. ВК 5 выполнялась вместе с магазином на 21 снаряд. Впервые пушка была поставлена на Ме.210А-0 (№ 023) в мастерской "Люфтганзы" в Штаакене в начале августа 1943 г. До того самолет был переделан в опытный Ме.410 V2. Из Штаакена самолет был переведен в Тарневице для огневых испытаний.
Успех отстрела BK 5 в Тарневице привел к решению установить ее на нескольких Me.410A-1 для войсковых испытаний в 25-й испытательной команде, которая формировалась в Виттмюндгафене для обкатки новых самолетов. Если Me 410 V2 сохранил обычное наступательное вооружение из пары MG 151 и двух пулеметов MG 17, то Me.410A-1/U4, поступившие в 25-ю испытательную команду, получили только одну BK 5, использующуюся вместе с прицелом ZFR 4a. Hекоторый успех такой пушки против бомбардировщиков позволил поставить ее на несколько Me.410A-2 прямо на сборочной линии. Эти самолеты получили обозначение Me.410A-2/U4, но они сохранили две пушки MG 151 и два пулемета MG 17. В конце лета 1943 г Me.410A-2/U4 были поставлены в II/ZG 26 (бывшая III/ZG 1, использовавшая Me 210А-2 в Северной Африке). II/ZG 26 записала на свой счет довольно большое число побед над американскими бомбардировщиками, но 13 мая 1944 г соединение Ме.410 из этой группы во время перехвата было атаковано истребителями эскорта P-51D и понесло такие тяжелые потери, что было переформировано в II/JG 6 уже на Fw 190.
Малая эффективность разведчика Me.410A-1/U1 привела к разработке специализированного самолета с усиленным фотооборудованием - Me.410A-3. В нижней части носа фюзеляжа был установлен обтекатель с двумя фотокамерами Rb 20/30, 50/30 или 75/30 так, что они занимали место бывшего отсека вооружений. Два носовых пулемета MG 17 были сняты. К началу 1944 г Me.410A-3 поступили на вооружение 1.(F)/121 в Орли, позже переведенной в Тусис-ле-Бук, а потом в 1.(F)/122, находящейся в Варшаве в составе 6-го воздушного флота, а также штаб 1-ой разведывательной группы и 3.(F)/122 в Риге.
К 1944 г Ме.410 получили в войсках прозвище "Хорниссе" (Шмель). Это название явилось результатом широко рекламируемой боевой деятельности II/ZG 26, известной как "Хорниссегешвагер".
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1943
Размах крыла - 16,35 м
Длина - 12,50 м
Высота - 4,30 м
Площадь крыла - 36,20 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 7525
- нормальная взлетная - 9660
Тип двигателя - 2 ПД "Даймлер-Бенца" DB 603A
Мощность - 2 х 1750 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 505
- на земле - 620
Крейсерская скорость - 585 км/ч
Практическая дальность - 1700 км
Максимальная скороподъемность - 650 м/мин
Практический потолок - 10400 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: 2 20-мм пушки MG 151 с 350 снарядами на ствол в носовой части,
2 20-мм пушки MG 151 в WB 151 с 250 снарядами на ствол, 2 7,9-мм пулемета MG 17 с 1000 патронами на ствол и 2 13-мм пулемета MG 131 с 500 патронами на ствол в дистанционно-управляемых FDSL.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru