Gloster Meteor
Истребитель-перехватчик
Единственный самолет с турбореактивным двигателем, который участвовал во Второй мировой войне на стороне союзников, Глостер Метеор, был спроектирован Джорджем Картером. 7 февраля 1941 г. был получен заказ на 12 опытных самолетов, но было построено только восемь. Первый, снабженный двигателями Ровер (Rover) W.2B тягой 454 кг (1000 фунтов) рулежные испытания начал в июле 1942 г. Но задержки в производстве двигателей привели к тому, что пятый планер с двигателями конструкции компании де Хэвиллэнд (de Havilland) Хэлфорд (Halford) H.1 тягой 680 кг первым поднялся в воздух; это произошло 5 марта 1943 г. Модифицированные двигатели W.2B/23 были установлены на первый и четвертый опытные самолеты, которые совершили свои первые полеты 12 июня и 24 июля. 13 ноября 1943 г. третий опытный самолет с двумя двигателями Метровик (Metrovick) F.2, установленными в подвесных гондолах, впервые поднялся в воздух. В том же месяце совершил полет второй самолет, оснащенный турбореактивными двигателями Пауэр Джет (Power Jet) W.2/500. Шестой экземпляр с двумя двигателями Де Хэвилленд Гоблин (de Havilland Goblin) тягой 1225 кг (2700 фунтов), позднее ставший опытным самолетом Метеор F.Mk II, совершил первый полет 24 июля 1945 г. Ему предшествовал седьмой самолет, поднявшийся в воздух 20 января 1944 г. и проходивший испытания с модифицированным вертикальным оперением и тормозными щитками, используемыми при пикировании.
Восьмой, с двигателями Роллс-Ройс W.2B/37 Дервент (Rolls-Royce W.2B/37 Derwent) 1, поднялся в воздух 18 апреля 1944 г. Первую партию серийных самолетов составили двадцать истребителей Глостер G.41A Метеор F.Mk I, снабженных двигателями W.2B/23C Уэлланд (Welland) и с незначительными улучшениями в конструкции планера, в том числе с новым фонарем, дававшим пилоту улучшенный обзор.
В феврале 1944 г. в США в обмен на первый американский реактивный самолет Белл YP-59A Эйракомет (Bell YP-59A Airocomet) был поставлен самолет Метеор Mk I. Другие были использованы для усовершенствований в конструкции планера и двигателя, а 18-й позднее получил обозначение Трент-Метеор (Trent-Meteor) и был первым в мире самолетом с турбовинтовым двигателем (первый полет - 20 сентября 1945 г.), который представлял собой двигатель Дервент с установленными в нем редуктором и приводным валом, вращающим пятилопастный винт Ротол (Rotol) диаметром 2,41 м. Установка такого винта вызвала необходимость использования более длинных стоек шасси. Каждый двигатель вырабатывал мощность на валу 559 кВт (750 л.с.) с остаточной тягой 454 кг.
Первые два экземпляра модели Метеор F.Mk I поступили на вооружение 12 июля 1944 г., а первые боевые вылеты состоялись 27 июля. Вскоре Метеоры сбили две ракеты ФАУ-1. Отрабатывалась и тактика ведения боя с немецкими реактивными истребителями. Поставленные в январе 1945 г. самолеты Метеор F.Mk III, последние, принявшие участие в войне, имели увеличенный запас топлива и скользящий цельноштампованный фонарь кабины. 15 машин F.Mk III были построены с двигателями Уэлланд (Welland) и 145 - с двигателями Дервент, некоторые из которых были установлены в удлиненных мотогондолах. Моторы Дервент также использовались на поздних экземплярах самолета Метеор F.Mk IV (позднее F.Mk 4), у которых на 1,78 м был уменьшен размах крыла.
Из 657 построенных экземпляров 465 самолетов было поставлено в ВВС Великобритании. Модель Метеор Трэйнер (Meteor Trainer), совершившая свой первый полет 19 марта 1948г., имела удлиненный на 0,76 м (2 фута 6 дюймов) фюзеляж самолета F.Mk IV, где размещалась вторая кабина. Самолет не имел вооружения, но был снабжен дублированной системой управления и был заказан ВВС Великобритании под обозначением Метеор T.Mk 7. Всего было построено 712 таких самолетов. Самой многочисленной моделью был самолет Метеор F.Mk 8, который имел удлиненный фюзеляж, измененное хвостовое оперение, дополнительный топливный бак объемом 432 литра и цельноштампованный фонарь. Дополнительное оборудование включало в себя гироскопический прицел и катапультируемое кресло Мартин-Бейкер (Martin-Baker). На нем были установлены турбореактивные двигатели Дервент 8 тягой 1633 кг (3600 фунтов), что позволяло развивать предельную скорость почти 966 км/час (600 миль/час).
Первый из 1183 таких самолетов совершил полет 12 октября 1948 г. Для нужд тактической разведки на основе модели F.Mk 8 был сконструирован низковысотный разведчик Метеор FR.Mk 9, имевший кинофотокамеру в носовой части и стрелковое вооружение. Первый из 126 экземпляров поднялся в воздух 22 марта 1950 г. После этого была построена невооруженная модель для полетов на большой высоте, получившая обозначение Метеор PR.Mk 10. Она представляла собой гибрид, имевший крыло модели F.Mk 3, хвостовое оперение самолета F.Mk 4 и фюзеляж модели FR.Mk 9. Первый из 58 построенных самолетов впервые поднялся в воздух 29 марта 1950 г.
Разработка ночного истребителя по техническому заданию F.24/48 была возложена на компанию Армстронг Уитуорт Эйркрафт (Armstrong Whitworth Aircraft) в 1949 г. Секция кабины самолета T.Mk 7 с удлиненной передней частью фюзеляжа для размещения радара SCR-720 AI Mk 10 была соединена с задней частью фюзеляжа и хвостовым оперением модели F.Mk 8 и крылом, сходным по конструкции с крылом модели F.Mk I, но перепроектированным для размещения в нем четырех пушек калибра 20 мм, убранных из носовой части. Опытный самолет Метеор NF.Mk 11 совершил первый полет 31 мая 1950г. Модель, предназначенная для использования в тропическом климате, Метеор NF.Mk 13, поднялась в воздух 23 декабря 1952г. и использовалась только двумя эскадрильями на Среднем Востоке.
Метеор NF.Mk 12, совершивший свой первый полет 21 апреля 1953 г., имел большую скорость по сравнению с предшественниками, радар американского производства APS-21 и обтекатели передней кромки киля. Улучшенный фонарь с хорошей видимостью и некоторые незначительные изменения в аэродинамике и оборудовании самолета отличали окончательный вариант ночного истребителя, Метеор NF.Mk 14. Беспилотные самолеты-мишени Метеор U.Mk 15 и Метеор U.Mk 16 были сконструированы на основе планеров самолетов F.Mk IV и F.Mk 8 соответственно. Модель U.Mk 21 была аналогично переделана из F.Mk 8. Cамолеты NF.Mk 11, оборудованные для буксирования мишеней в ВВС Великобритании, получили обозначение Метеор TT.Mk 20.
Послевоенные варианты Meteor (Gloster G.41):
Meteor F.Mk.4 - Первый серийный послевоенный самолет. (Gloster G.41F)
Meteor Т.Mk.7 - двухместный тренеровочный самолет на основе Meteor F.Mk.4. (Gloster G.41H/J)
Meteor F.Mk.8 - модернизированный вариант Meteor F.Mk.4 производимый с 1949 по 1954 год.
(Gloster G.41K)
Meteor FR.Mk.9 - самолет-разведчик, используемый для фоторазведки.(Gloster G.41L)
Meteor PR.Mk.10 - невооруженный самолет разведчик. Находился в использовании с 1954 по 1961 год.
(Gloster G.41М)
Meteor NF.Mk.11 - двухместный ночной истребитель, на основе Meteor F.Mk.8. Начало серийного выпуска с 1950 года.
Meteor NF.Mk.12 - модернизированный вариант Meteor NF.Mk.11 с новыми двигателями Derwent RD.8.
Meteor NF.Mk.13 - модернизированный вариант Meteor NF.Mk.11 для тропических стран.
Meteor NF.Mk.14 - последняя модификация истребителя Meteor.
Meteor U.Mk.15..21 - переоборудованный самолет для испытания ракет.
Тактико-технические характеристики Meteor F.Mk.4:
Размах крыла - 11,33 м
Длина - 12,50 м
Высота - 3,96 м
Площадь крыла - 32,515 кв.м
Тип двигателя - 2 ТРД Роллс-Ройс Derwent RD.5
Тяга нефорсированная - 2 х 1590 кгс
Топливо во внутренних баках - 1477,5 л
Максимальный взлетный вес - 7900 кг
Максимальная скорость - 941 км/ч
Практическая дальность с ПТБ - 1609 км
Дальность действия - 676 км
Максимальная скороподъемность - 2286 м/мин
Практический потолок - 14935 м
Вооружение: 4 20-мм пушки Hispano Мк.II c 195 снарядами на пушку.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru