ОКБ им. Микояна МиГ-23Б
Обозначение НАТО: FLOGGER-H
Истребитель-бомбардировщик
МиГ-23Б - модификация фронтового истребителя МиГ-23. По сравнению с исходным самолетом улучшен обзор вперед-вниз, введено бронирование (в частности, установлены накладные бронелисты в районе кабины летчика) и ударное вооружение. Для улучшения проходимости по грунтовым аэродромам увеличен размер колес шасси. Создан на базе фронтового истребителя МиГ-23. Предназначен для нанесения ударов по неподвижным наземным целям в тылу противника в светлое время суток, а также для штурмовых действий при помощи пушек, НАР и свободнопадающих бомб.
Проектирование МиГ-23Б начато в 1969 г. Первый полет состоялся 20 августа. 1970 г. (летчик - испытатель П. М. Остапенко), серийный выпуск начат в 1971 г., построено 24 самолета. МиГ-23БН - развитие самолета МиГ-23Б с крылом истребителя МиГ-23М и новым ТРДФ.
МиГ-23Б различных модификаций строились на ММЗ "Знамя труда", а также переоборудовались на ремзаводах из ранее построенных истребителей МиГ-23. Широко применялись в боевых действиях в Анголе, Ливане (1982 г.), а также в ходе Ирано - иракской войны. В 1973 г. на базе МиГ-23Б был создан и принят на вооружение фронтовой истребитель МиГ-27.
МиГ-23БН оснащен лазерным дальномером "Фон", прицельной системой "Сокол-23С", навигационной системой КН-23, станцией наведения УР класса воздух - поверхность "Дельта-Н" или "Дельта-НГ", оптическим прицелом АСП-17Б, бомбардировочным прицелом РБК-З, аппаратурой радионавигационной системы РСБН-6С, системой автоматического управления САУ-23Б, радиовысотомером РВ-5Р, оптическим визиром, радиостанциями Р-802Г, Р-832М и Р-855УМ, системой речевых сообщений РИ-65Б, автоматическим радиокомпасом АРК-15М, маркерным приемником МРП-56П (А-611), доплеровским измерителем скорости и сноса ДИСС-7, бортовым вычислителем В-144, самолетным ответчиком СОД-57М, станцией предупреждения о радиолокационном облучении СЗМ. МиГ-23БМ оснащен прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23 и лазерным дальномером "Клен". На МиГ-23БК аналоговый вычислитель ПрНК-23 заменен цифровым, обеспечивающим более широкие возможности по атаке со сложных видов маневра, может подвешиваться контейнер с разведывательным оборудованием. Под фюзеляжем может размещаться контейнер с системой управления противорадиолокационной УР "Вьюга".
МиГ-23Б всех модификаций состояли на вооружении истребительно-бомбардировочной авиации ВВС СССР. МиГ-23БН поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии, Египта, Германии, Ирака, Индии, Кубы, Ливии, Нигерии, Чехословакии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Сирии, Судана. Серийное производство прекращено в конце 1970-х годов.
Модификации самолета:
МиГ-23Б ("32-24") - серийный истребитель-бомбардировщик (1970 г.),
МиГ-23БН ("32-23") - серийный истребитель-бомбардировщик (1970 г.).
МиГ-23БМ ("32-25") - серийный истребитель-бомбардировщик (1973 г.).
МиГ-23БК ("32-26") - серийный истребитель-бомбардировщик (1974 г.).
Характеристики базовой модели МиГ-23Б:
Год принятия на вооружение - 1971
Размах крыла - 7,8 / 14,0 м.
Длина самолета - 16,7 м.
Высота - 5,77 м.
Площадь крыла, кв.м. - 37,35 при 16°; - 35,50 при 45°; - 34,16 при 72°.
Масса пустого - 11200 кг.
Взлетная масса - 15600 кг.
Максимальная взлетная масса - 18600 кг.
Тип двигателя - 1 ТРДФ АЛ-21Ф-3 (Р-29Б-300)
Максимальная тяга, кН/кгс:
— бесфорсажная - 1х78,4 / 1х8000;
— форсажная – 1х110,5 / 1х11270.
Максимальная скорость, км/ч:
— у земли - 1350;
— на большой высоте - 1800 (М=1,7).
Практический потолок - 18000 м.
Практическая дальность, км:
— без ПТБ - 1870;
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 8,5.
Вооружение: 23-мм пушка ГШ-23Л (200 патронов). Ракетное вооружение включает четыре блока НАР УБ-32А с 32 ракетами С-5 (51 мм) или четыре блока Б-8М (20 НАР С-8, 80 мм). Под крылом могут подвешиваться две УР Х-23, управляемые по лучу при помощи станции наведения "Дельта-НГ" (смонтирована над левой неподвижной частью крыла). Для самообороны применяются ракеты малой дальности Р-ЗС класса воздух - воздух с ТГС. Для борьбы с РЛС подвешиваются две УР Х-21 (МиГ-23БК).
Бомбовая нагрузка 3000 кг. Может брать на борт до 18 бомб калибром 50 - 100 кг, 8 - калибром 250 кг или 4 - калибром 500 кг. Возможна подвеска бомбовых кассет РБК-250, бетонобойных боеприпасов БетАБ-250 и БетАБ-500, бронебойных бомб, баков с напалмом. Бомбы небольшого калибра размещаются на многозамковых балочных держателях МБДЗ-У6-68.
Допускается подвеска под крылом двух пушечных контейнеров УПК-23-250 с 23-мм пушкой ГШ-23 (250 патронов).

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru