Dassault Mirage III
Многоцелевой истребитель
Самолет создан во второй половине пятидесятых годов. Опытный образец самолета совершил первый полет в ноябре 1956 года, первый предсерийный образец Mirage III A поднялся в воздух в мае 1958 года, а серийное производство истребителя было начато в октябре 1960 года.
Самолет создан по схеме "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке составляет 61°). Расположенная в передней части фюзеляжа одноместная кабина оборудована катапультируемым креслом RM4 фирмы "Мартин—Бейкер", позволяющим летчику покидать самолет на земле при скорости около 170 км/ч. В качестве силовой установки на самолете используется турбореактивный двигатель "Атар-9С" с тягой на форсаже 6200 кгс. Воздух к нему подается через расположенные по обе стороны фюзеляжа регулируемые воздухозаборники. Для улучшения разгонных характеристик самолет может оснащаться ракетным ускорителем, размещаемым под фюзеляжем и развивающим тягу 1500 кгс. Суммарная емкость внутренних топливных баков самолета составляет 3000 л.
Бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение самолетов зависит от их модификации, однако на всех самолетах Mirage III устанавливалась связная УКВ радиостанция и аппаратура радионавигационной системы ТАКАН. Стандартное встроенное вооружение самолета состоит из двух 30 мм пушек "Дефа" с боекомплектом по 125 патронов.
Самолет выпускался до 1989 года включительно в следующих основных модификациях:
Mirage IIIB/D — двухместный учебно-боевой истребитель без радиолокатора. Может использоваться в качестве штурмовика (первый полет в 1962 г.).
Mirage IIIС — серийный вариант модификации Mirage III А. Всепогодный перехватчик и штурмовик. Имеет РЛС управления оружием, вычислитель бомбометания и автоматический прицел (1960—1964 гг.).
Mirage IIICJ — модификация III С для поставки в Израиль.
Mirage IIICZ — модификация III С для поставки в ЮАР.
Mirage IIIЕ — тактический истребитель и истребитель-бомбардировщик. Дополнительно к оборудованию модификации III С и III R имеет доплеровский измеритель путевой скорости и сноса и навигационную ЭВМ. Кроме встроенных пушек для нанесения ударов по наземным объектам под консолями крыла подвешиваются две бомбы калибра 1000 фунтов или две бомбы и одна управляемая ракета AS-30 класса "воздух—земля" (под фюзеляжем). Этот самолет может быть носителем ядерных бомб AN-52 мощностью 15 кт. Для поражения воздушных целей самолет может нести одну управляемую ракету "Матра" R.530 и две ракеты "Сайдуиндер" (1961 г.).
Mirage IIIО — вариант III Е, изготавливавшийся в Австрии по лицензии.
Mirage IIIS — вариант III В и III R, изготавливавшийся в Швейцарии по лицензии.
Mirage IIIR — самолет-разведчик. Вместо бортовой РЛС в носовой части фюзеляжа установлено пять аэрофотоаппаратов типа 31 фирмы "Омера". Эти фотоаппараты могут устанавливаться в одном из четырех вариантов, обеспечивая ведение аэрофоторазведки с малых, средних и больших высот, а также в ночных условиях (1961 г.).
Mirage IIIRD — аналогичен III R, но имеет улучшенную доплеровскую навигационную систему, гиростабилизирован-ный оптический прицел и более совершенные аэрофотоаппараты типов 40 и 33.
Mirage 3NG — тактический истребитель “Мираж-3NG” является экспериментальным самолетом серии “Мираж-3” нового поколения, его предполагается поставлять на экспорт. При разработке истребителя были использованы некоторые технические и технологические решения, примененные на самолетах “Мираж-F.1”, “Мираж-2000” и “Мираж-4000”. Силовая установка состоит из одного ТРДФ “Атар-9K50”. Оснащение “Мираж-3NG” треугольным крылом с большим углом стреловидности по передней кромке и передними аэродинамическими поверхностями, по заявлению французских специалистов, улучшило характеристики устойчивости и управляемости, особенно при полетах с большими углами атаки. Система управления истребителем электродистанционная. Радионавигационное оборудование, бортовая система управления оружием и средства РЭП заимствованы у “Мираж-2000” и “Мираж-F.1”.
Встроенное вооружение самолета состоит из двух 30-мм пушек “Дефа-552” с общим боекомплектом 250 патронов, а подвесное размещается на девяти наружных узлах (под фюзеляжем и консолями крыла). Максимальный вес боевой нагрузки на наружной подвеске 4000 кг. Основным элементом системы управления оружием является РЛС “Сирано-4”. Для увеличения дальности и продолжительности полета на самолет могут подвешиваться 1300- или 1700-л дополнительные топливные баки. К середине 1983 года был построен один “Мираж-3NG”, в настоящее время он проходит оценочные летные испытания.
Самолет Mirage III относится к числу наиболее распространенных боевых самолетов, за время серийного производства было изготовлено 1422 самолета всех модификаций, из них по лицензии 61 в Швейцарии и 116 в Австралии. В Израиле было изготовлено без лицензии 57 самолетов этого типа под названием "Нешер".
Этот самолет послужил также основой для создания ряда новых боевых и экспериментальных машин. В частности, на базе его был разработан истребитель-бомбардировщик "Миpaж"-3NG, предназначенный для экспорта в страны, имеющие на вооружении истребители Mirage III.
Характеристики истребителя Mirage IIIE:
Год принятия на вооружение - 1960
Размах крыла - 8,22 м
Длина самолета - 15,03 м
Высота самолета - 4,25 м
Площадь крыла - 35 кв.м
Масса, кг
- пустого - 7050
- максимальная взлетная - 13700
Тип двигателя - 1 ТРД SNECMA Atar 9C-3
Ракетный ускоритель - 1 SEPR 844
Тяга,
- нефорсированная - 4280 кгс
- форсированная - 6910 кгс
- ракетного ускорителя - 1475 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 1300
- на высоте 12000 м - 2350
- крейсерская на высоте 11000 м - 956
Скороподъемность у земли - 7200 м/мин
Практический потолок, м
- нормальный - 17000
- с ракетным ускорителем - 23000
Практическая дальность - 2800 км
с ПТБ - 4000 км
Боевой радиус действия - 900 км
Эксплуатационная перегрузка - 4,9
Экипаж - 1 чел

Вооружение: 2 х 30-пушки DEFA 552A c 125 патронами на пушку. Боевая нагрузка - 4000 кг. на 5 узлах подвески:
На подфюзеляжной подвеске:
1 ядерная бомба AN-52 (15 килотонн) или 1 УР класса "воздух-поверхность" АS.30 или 2 УР класса "воздух-воздух" Matra R530(550) Magic или 4 х 250(125) кг бомбы или 9 бомб типа Durandal или 1 Matra BLG400 бомба с лазерным наведением или контейнер ECM с разведывательным оборудованием.
На 2 подвесках под крыльями:
4 х 250(125) кг бомбы или 2 х 400 кг бомбы или 3 бомбы типа Durandal или 1 ПУ 6х100-мм или 18х68-мм НУР или 1 контейнер СЕМ1 или
1 контейнер Dassault CC420 c 30-мм пушкой DEFA.
На 2 концевых подвесках:
По одной УР Matra R550 Magic или 1 ПУ 6х68-мм НУР.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru