Петляков Пе-8
Дальний тяжелый бомбардировщик
Проектирование самолета АНТ-42 было начато в июле 1934 г. бригадой В.М.Петлякова под руководством А.Н.Туполева. Большая роль в создании самолета принадлежит инженеру Иосифу Фомичу Незвалю. Схема - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик, развитие конструкции ТБ-3 и в то же время - очень большой шаг вперед по сравнению с ним. Обшивка его стала полностью гладкой, схема - среднепланной, шасси - убираемым. Конструкция - цельнометаллическая, в основном из дуралюмина Д16, по типу самолета СБ, но размеры вдвое больше. В нем были те же ферменные лонжероны крыла с полками из труб стали 30ХГСА (впервые в СССР), те же V-образные профили в нервюрах, шпангоутах и стрингерах, заклепки - с чечевичной головкой. Фюзеляж - полумонокок овального сечения с большим бомболюком под центропланом. Ввиду отсутствия в то время подходящих высотных двигателей было принято довольно оригинальное решение - к четырем двигателям самолета добавить еще один, исключительно для вращения центробежного нагнетателя, обеспечивающего наддув и высотность четырех двигателей. В июне 1935 г. были отработаны технические требования на агрегат центрального наддува (АЦН). Первый экземпляр самолета был выпущен осенью 1936 г. Первый полет (М. М. Громов и Н. С. Рыбко) состоялся 27 декабря, без включения АЦН, и только 11 августа 1937 г. был выполнен полет с четырьмя двигателями АМ-34ФРН по 930/1200 л. с. и одним двигателем М-100 в 850 л.с. с включенным АЦН. На высоте 8000 м самолет показал скорость 403 км/ч и достиг потолка 10800 м. Отмечалось, что самолет на большой высоте превосходит по скорости все известные тяжелые бомбардировщики и сравнялся с лучшими истребителями. Проектирование самолета-дублера было начато в апреле 1936 г., а первый полет его состоялся в июле 1938 г. В соответствии с замечаниями, выявленными за время испытания опытного самолета, конструкция дублера была улучшена. На самолете были установлены двигатели АМ-34ФРНБ (на первых серийных АМ-34ФРНВ) и АЦН с М-100А. Масса пустого самолета увеличилась на 635 кг, емкость топливных баков возросла с 8250 до 8750 кг. Летно-технические данные изменились мало, и дублер был принят в качестве эталона для постройки опытной серии в 5 экземпляров. Диапазон полетной массы в эксплуатации самолета был установлен от 24000 до 32000 кг. Рекомендовано было центральный наддув заменить индивидуальной установкой турбокомпрессоров на каждом двигателе АМ-34ФРНВ. Всем было ясно, что самолет очень хорош, что создан первый высотный скоростной бомбардировщик, полностью отвечающий требованиям своего времени и предвосхитивший развитие этого класса самолетов на несколько лет вперед. Но этот бомбардировщик нуждался в надежных двигателях достаточной мощности и высотности.
Таким двигателем для него оказался высотный АМ-35А в 1200 л.с. С этими двигателями самолет ТБ-7 с 1940 года начали строить серийно. Ответственным за серийное производство был назначен главный конструктор завода И. Ф. Незвель. После гибели В.М.Петлякова в 1942 г. за самолетом утвердили название Пе-8. Размеры и конструкция самолета не менялись за время его существования. Размах крыла 39,01 м, площадь его 188,68 квадратных метров , длина самолета 23,59 м, площадь горизонтального оперения 29,28 квадратных метров, вертикального 11,30 квадратных метров, ширина фюзеляжа 1,6 м, высота его 2,5 м. Шасси с двухстоечной амортизацией, убираемое в мотогондолы движением назад, колеса 1600х500 мм, хвостовое - 700х300 мм, неубираемое. В носовой части фюзеляжа вращаемая пулеметная башня с двумя пулеметами ШКАС, два тяжелых пулемета БТ в стрелковых установках за мотогондолами и две пушки ШВАК-20 в кормовой установке и в фюзеляжной за задним лонжероном крыла. В кабине летчиков их места расположены одно за другим и закрыты продолговатым фонарем, немного сдвинутым к левому борту. Вооружение было выбрано не сразу, первоначально преобладали легкие пулеметы ШКАС, потом их постепенно заменяли тяжелыми УБТ и пушками ШВАК. Серийный самолет выпуска 1941 г. с двигателем АМ-35А имел массу пустого самолета 19986 кг, полетную 27000 кг в нормальном состоянии и 35000 кг в перегрузочном; его полная нагрузка составляла 15014 кг, весовая отдача 42,9%, экипаж 8 - 11 человек. Полный запас топлива вначале 10800 кг, позднее был доведен до 13025 кг, масла - до 670 кг, бомбовая нагрузка нормальная 2000 кг, с перегрузкой 4000 кг.
Для самолета Пе-8 (начиная с него) при взлете стала учитываться не длина разбега, а взлетная дистанция с преодолением препятствия высотой 15 м. Длина ее была в зависимости от двигателей и полетной массы 1100 - 2300 м. Пробег был в среднем 580 м. Двигатели на Пе-8 ставились различные: на первых серийных самолетах АМ-34ФРНВ с АЦН-2 (замененные позднее на АМ-35А), затем АМ-35, на которых планировалось установить турбокомпрессоры (но сделано это не было), потом были АМ-35А, дизельные М-40 и М-30 (позже замененные на большинстве самолетов на АМ-35А), М-82 и дизельные АЧ-30Б. В единичных случаях были и другие моторы: М-105, АШ-82ФН (1946 г.). Топливные баки располагались в крыле - в центроплане пять баков между лонжеронами крыла, в консолях - по пять баков между лонжеронами и по два бака в носках, а всего 19 баков. С двумя тоннами бомб при полной заправке максимальная дальность полета Пе-8 составляла: с моторами АМ-35А - 3600 км, с М-40 или М-30 - 5460 км, с М-82 - 5800 км. В особых случаях дальность полета могла быть и больше . Например, в перелете Э. К. Пусена 24 - 30 мая - 2 июня 1942 г. в Англию и в США и обратно с дипломатической миссией. Для этого перелета были установлены дополнительные баки и кислородные баллоны. В самолете было бронирование: две бронеспинки сидений летчиков и той же толщины (9 мм) небольшие плитки для защиты штурмана и стрелков в мотогондолах. Самолет ТБ-7 (Пе-8) создавался и входил в жизнь в трудных условиях неполной ясности вопроса о том, в какой мере необходим нам тяжелый стратегический бомбардировщик при условии, что на него идет много стратегического дуралюмина. Тем не менее самолет ТБ-7 оставил заметный след в истории нашей авиации. На нем летали бомбить Берлин в первые месяцы войны. Авиация дальнего действия (АДД) выполнила ряд операций на этих самолетах. На ТБ-7 впервые, раньше чем в США и Англии, были подняты 5-тонные бомбы, хотя действия самолета в наших условиях часто бывали скорее тактические, чем стратегические. В мае 1943 г. на нем бомбили Кенигсберг, а на Курской дуге в июле 1943 г. 5-тонные бомбы сбрасывались на немецкую ударную группировку. После войны Пе-8 служили как транспортные для перевозки спецгрузов и применялись в Арктике, причем взлетная масса их достигала 35 т и весовая отдача была более 50%. Конструкция Пе-8 была в своем роде последней с трубчатыми лонжеронами, закрытыми профилями, внутренней клепкой, ручной выколоткой, уже отжившими свое время. Внедрялся новый - плазаво-шаблонный способ производства самолетов, и цельнометаллические конструкции менялись в соответствии с ним, но это осуществлялось уже в других самолетах. В 1944 г. был построен пассажирский вариант Пе-8 для спецрейсов, с салоном на 12 человек и трехместной спальной кабиной. Двигатели АЧ-30Б. Отличия от серийных Пе-8: снята верхняя пушечная установка, на вертикальном оперении сделан форкиль. Испытывался в апреле 1945 г., но по назначению так и не использовался.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1940
Размах крыла - 39,1 м
Длина - 23,59 м
Высота - 6,2 м
Площадь крыла - 188,68 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 18420
- нормальная взлетная - 36000
Тип двигателя - 4 ПД Швецов АШ-82ФН
Мощность - 4 х 1700 л.с.
Максимальная скорость - 450 км/ч
Практическая дальность - 4700-5800 км
Практический потолок - 7000 м
Экипаж - 8-11 чел
Вооружение: 2 20-мм пушки ШВАК, 2 12.7-мм пулемет УБТ и 2 7.62-мм пулемет ШКАС 2000-4000 кг бомб.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru