Kyushi Q1W Tokai
Патрульный противолодочный самолёт
Противолодочная оборона была слабым местом японского флота в течение всей войны на Тихом океане. Потери среди транспортных судов были катастрофическими. Дело дошло до того, что японский флот был направлен в Сингапур, где был вынужден использовать сырую нефть, так как не было никакой возможности отправить ее на переработку в Японию. Впрочем командование японского флота не дремало - еще в 1942 г, когда угроза только просматривалась, а "морские дьяволы" - американские подводники еще действовали "тупым ножом" - торпедами с негодными взрывателями, флот выдал "Ватанабе" задание 17-Си на специализированный трехместный палубный самолет. Требовалась возможность бомбометания с пикирования и безопасное использование самолета над просторами океана. Причем самолет требовался быстро.
Инженером Hодзири по этому заданию был спроектирован двухмоторный самолет, с хорошим обзором вперед за счет широкой кабины и остекленной носовой части. Весь экипаж был сосредоточен в носу по образцу немецких бомбардировщиков, что обеспечило хорошее взаимодействие его членов. Для упрощения производства кромки крыла самолета были выполнены прямыми. Hа самолете стояли два 9-цилиндровых двигателя воздушного охлаждения Хитачи СК2С "Амаказе"- 31 мощностью 610 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага. Самолет должен был получить компактную радиолокационную станцию, но ее неготовность заставила поставить довольно примитивный и громоздкий локатор "тип 3" и магнитометр в задней части фюзеляжа. Обычно самолет вооружался одним 7,7-мм пулеметом и двумя 250-кг глубинными бомбами, но иногда в носовой части ставились одна-две 20-мм пушки "тип 99".
Первый опытный самолет Q1W1 полетел в сентябре 1943 г. Он отличался хорошей управляемостью и отвечал всем требованиям задания. Самолет был запущен в серийное производство весной 1944 г под обозначением "морской патрульный самолет "Токай" (Восточное море) модель II". Hо до конца войны было выпущено только 153 Q1W1, которые не достигли каких-либо успехов в борьбе с подводными лодками. К тому же из-за низкой скорости и слабого оборонительного вооружения он легко становился жертвой авиации союзников.
В небольшом числе был также выпущен вариант "Токай" - Q1W2 с деревянной хвостовой частью. Был выпущен и один цельнодеревянный Q1W1-К "Токай Рен" (Восточное море, учебный) - его планировали использовать для подготовки радиооператоров.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1944
Размах крыла - 16,0 м
Длина - 12,1 м
Высота - 4,1 м
Площадь крыла - 38,2 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 3100
- нормальная взлетная - 4800
- максимальная взлетная - 5300
Тип двигателя - 2 ПД Хитачи ОК2С "Амаказе"-31
Мощность - 2 х 610 л.с.
Максимальная скорость - 320 км/ч
Крейсерская скорость - 240 км/ч
Практическая дальность - 1340 км
Максимальная скороподъемность - 230 м/мин
Практический потолок - 4490 м
Экипаж - 3 чел
Вооружение: 1-2 20-мм пушки "тип 99" в носовой части и 1 7,7-мм пулемет на подвижной установке назад; 500-кг бомб или глубинных бомб.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru