Avro 696 Shaсkleton
Многоцелевой противолодочный самолёт
Avro 696 Shackleton, многоцелевой противолодочный самолет созданный на базе тяжелого бомбардировщика времен Второй Мировой войны - Avro 694 Lincoln.
Shackleton сохранил крыло и шасси Линкольна, однако имел абсолютно новый фюзеляж, который стал короче, а также шире и выше. Горизонтальное оперение из низкорасположенного стало высокорасположенным, а характерные концевые шайбы вертикального оперения Ланкастера и Линкольна увеличились в весе, став с виду круглее и массивнее. Вместо двигателей Мерлин были установлены двигатели Роллс-Ройс Griffon с трехлопастными соосными винтами.
Новый фюзеляж обеспечивал размещение экипажа из 10 человек, двух пушек калибра 20 мм в надфюзеляжной турели и двух пулеметов калибра 12,7 мм в хвостовой части. Кроме того, он мог нести обычные или глубинные бомбы внутри большого бомбового отсека.
Обозначенный Shackleton GR.1 (позднее Shackleton MR.1), этот самолет совершил первый полет 9 марта 1949 г. Первая серийная машина поднялась в воздух 24 октября 1950 г., а в феврале 1951 г. самолеты начали поступать на вооружение. Силовая установка MR.1 состояла из внутреннего двигателя Грифон 57А и внешнего двигателя Грифон 57. Вторая серийная партия Shackleton была полностью оснащена двигателями Грифон 57А, в результате чего увеличилась гондола внешнего двигателя, а название было изменено на Shackleton MR.1A.
Для устранения недостатков, выявившихся в ходе эксплуатации MR.1, была разработана модель Shackleton MR.2. Для нее сконструировали абсолютно новую обтекаемую носовую часть со спаренной 20-мм пушкой, расположенной над местом бомбардира. Вместо обтекателя антенны РЛС в нижней передней части Shackleton получил наполовину убирающийся обтекатель в подфюзеляжной пушечной турели, что обеспечило обзор в 360 градусов. Кроме того, был убран задний пулемет и прозрачный хвостовой обтекатель, а неубирающаяся одноколесная хвостовая опора была заменена на убирающуюся двухколесную.
Последний серийный вариант Shackleton MR.3 разрабатывался с тем, чтобы улучшить общие характеристики самолета - была изменена конфигурация крыла, усовершенствованы элероны и установлены концевые крыльевые топливные баки. Не был забыт и экипаж - MR.3 имел кабину с хорошим обзором и звуконепроницаемую кабину для второго экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение общего веса привело к использованию убирающегося трехопорного шасси с носовой стойкой и двойными колесами. Отсутствие надфюзеляжной турели - другое заметное изменение внешнего вида самолета, а наличие узлов подвески под крыльями давало возможность нести реактивные снаряды. Восемь из 42 серийных MR.3 были поставлены южноафриканским ВВС. После завершения производства в середине 1960-х годов Shackleton был еще раз усовершенствован. Повышение прочности конструкции позволило увеличить запас топлива и установить два небольших турбореактивных двигателя Роллс-Ройс Viper 203 тягой 1134 кг. Расположенные во внешних гондолах крыла, они обеспечивали дополнительную тягу во время взлета и набора высоты при максимальной загрузке.
Все ранние модификации Shackleton заменили в эксплуатации самолет Nimrod MR.1/2 компании British Aerospace, а последним вариантом этого самолета-ветерана стал Shackleton AEW.2. Его разработали в 1971 г. в компании Бритиш Аэроспейс в качестве альтернативы самолету Gannet AEW.3 компании Fairey/Westland. Было поставлено 12 самолетов. Полувыдвижной подфюзеляжный обтекатель антенны РЛС был заменен на неподвижный выпуклый обтекатель, расположенный перед бомбовым отсеком и вмещающий поисковую РЛС АРS-20, которая использовалась на Ганнет. Другие внешние изменения состояли в большем разнообразии антенн. Самолеты находились на вооружении 8-й эскадрильи ВВС Великобритании и обеспечивали поддержку подводных лодок, осуществляя функцию раннего обнаружения противника. С 1991 г. началась замена их на самолет раннего обнаружения Boeing E-3D Sentry AEW.Mk.1.
Модификации самолета:
Shackleton GR Mk. 1 - первоначальное обозначение Shackleton MR Mk. 1.
Shackleton MR Mk. 1- самолеты, оборудованных для проведения экспериментов с аппаратурой MAD по магнитному обнаружению глубоководных подводных лодок.
Shackleton MR Mk.2 - модификация 1952 года, с удлиненным фюзеляжем, новой РЛС и 2 20-мм пушками.
Shackleton MR Mk.2C - самолеты MR.2, оснащенные навигационным оборудованием и вооружением самолетов MR.3.
Shackleton AEW Mk.2 - модификация Shackleton MR Mk.2 с РЛС APS-20, в роли самолета ДРЛО.
Shackleton MR Mk.3 - модель 1955 года, Avro 716 Shackleton, улучшенная версия Shackleton MR Mk.2.
Shackleton MR Mk.4 - вариант, оставшийся в стадии проектирования, который предполагалось оснастить четырьмя комбинированными газотурбо-дизельными двигателями Napier Nomad Е.145.
Shackleton Т Mk 4 - обозначение самолета Mk 1, переоборудованного для подготовки штурманов в училище морской разведки.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1951
Размах крыла - 36,58 м
Длина самолета - 26,62 м
Высота самолета - 5,10 м
Площадь крыла - 132,01 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 25855
- максимальная взлетная - 44452
Тип двигателя - 4 ПД Rolls-Royce Griffon Mk.57A
Мощность - 4 х 2455 л.с.
Максимальная скорость - 439 км/ч
Практическая дальность - 6440 км
Боевой радиус действия - 4910 км
Продолжительность полета - 14 ч
Практический потолок - 7010 м
Экипаж - 4+6 чел
Вооружение: 2 20-мм пушки в носовой части. Боевая нагрузка до 4536 кг в подфюзеляжном отсеке. (На MR. Mk.3 - есть подкрылевые подвески НУР)
Глубинные бомбы, торпеды.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru