SAAB Sk.60
Легкий штурмовик
Разработка самолета была начата фирмой SAAB в 1959 году. Самолет имел фирменное обозначение SAAB-105 и создавался как двухместный реактивный учебно-тренировочный. Двумя годами позже командование ВВС Швеции обратилось к фирме SAAB с предложением модифицировать самолет SAAB-105 таким образом, чтобы его можно было использовать и в качестве легкого штурмовика для непосредственной поддержки сухопутных войск. Первый полет опытного образца штурмовика состоялся 29 июня 1963 года. В ВВС Швеции он получил обозначение SK.60.
Самолет представляет собой цельнометаллический двухдвигательный высокоплан с высоко поднятым горизонтальным оперением. Крыло прямое с небольшим углом стреловидности по передней кромке. Шасси трехстоечное с носовым передним колесом. В полете стойки шасси убираются в фюзеляж. В зависимости от модификации самолет оснащался двумя турбореактивными двигателями Турбомека с тягой 743 кгс каждый или Дженерал электрик J85-GE-17 В с тягой 1293 кгс. В передней части фюзеляжа находится двухместная кабина с катапультируемыми креслами. Расположение сидений рядом обусловлено первоначальным предназначением самолета как учебно-тернировочного. Для самолетов основной летной подготовки такое расположение считается предпочтительным, так как инструктору удобнее наблюдать за действиями обучаемого. Впрочем, при использовании самолета в качестве штурмовика, это также способствует более слаженным действиям экипажа.
Радиоэлектронное оборудование самолета позволяет совершать полеты в сложных метеорологических условиях и эффективно осуществлять поиск и уничтожение наземных целей. Вооружение самолета размещается на шести подкрыльевых узлах подвески. Это могут быть 6 бомб, весом по 100 кг, две 30-мм авиационные пушки в подвесных контейнерах, 12 неуправляемых ракет калибром 135 мм или две управляемых ракеты класса "воздух-поверхность". Всего было произведено 190 самолетов SK.60 и SAAB-105.
Модификации самолета:
SK-60А и В - двухместный учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик.
SK-60С - двухместный учебно-тренировочный самолет и легкий разведчик.
SAAB-105С - созданный на базе SK-60 С гражданский самолет с пятиместной кабиной.
SAAB-105G - модернизированный учебно-тренировочный самолет и легкий штурмовик.
SAAB-105XT - экспортный вариант учебно-тренировочного самолета и легкого штурмовика. Под обозначением 105ОЕ поставлялся в Австрию, а под обозначением 105ХН - в Швейцарию.
Тактико-технические характеристики истребителя:
Год принятия на вооружение - 1965
Размах крыла - 9,50 м
Длина самолета - 10,50 м
Высота самолета - 2,70 м
Площадь крыла - 16,30 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2550
- нормальная взлетная - 4515
- максимальная взлетная - 6500
Топливо, л
- внутренние топливо - 2050
- ПТБ - 2 х 500
Тип двигателя - 2 ТРД General Electric J85-GE-17В
Тяга нефорсированная - 2 х 1290 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте 11000 м - 875
- на уровне моря - 970
Практическая дальность - 3020 км
Боевой радиус действия - 520-1360 км
Максимальная скороподъемность - 2220 м/мин
Практический потолок - 13000 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение: Боевая нагрузка - 2000 кг на 6 узлах подвески:
УР: 2 "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder; 2 "воздух-земля" Rb.05
Бомбовая нагрузка:
4 500-кг или 8 250-кг бомбы или 4 500-кг напалмовые бомбы
Контейнеры:
2 с 30-мм пушками Aden c 150 патронами или 2 с 7.62-мм пулеметами GAU-2B/A,
НУР:
6 ПУ 4х127-мм или 19х75-мм или 6 135-мм НУР.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru