Savoia Marchetti SM.79 Sparviero
Скоростной бомбардировщик-торпедоносец
Вскоре после захода солнца, вечером 15.8.40, низко над водами Александрийской бухты появились два соединения торпедоносцев S.M.79 Sparviero - их целью были британские военные корабли, стоявшие на якоре в порту. Однако повреждений в результате этого рейда не было, так как торпеды завязли в илистых мелководьях гавани. Хотя и неудачная, эта атака оказалась знаменательной, так как была первым во 2-й Мировой войне боем этих итальянских торпедоносцев - исключительно эффективных самолетов, относимых многими к числу наиболее удачных в ходе войны торпедоносцев наземного базирования. Для итальянской нации Sparviero был тем, чем Spitfire был для англичан и Mustang для американцев. Его название стало ассоциироваться со многими из наиболее выдающихся итальянских пилотов - Фаггиони, Марини, Бускалья, Ди Белла, Кагна, Арамо и Эйчнер, в то время как достижения эскадpилий вооpуженных Sparviero являлись почти легендарными. Спроектированный Алессандро Мариетти и развитый из S.M.81, S.M.79 Sparviero начал свою карьеру как восьмиместный пассажирский коммерческий авиалайнер, созданный для воздушной гонки МакРобертсона по маршруту Англия-Австралия.Пpототип однако был завершен слишком поздно, чтобы принять в ней участие, и его первый полет состоялся в октябре 1934 в аэропорту Камери (Навара). Трехдвигательная компоновка была выбрана принципиально из соображений безопасности полета, поскольку тогда пассажиры еще не выражали недовольство вибрацией создаваемой установленным в фюзеляже центральным двигателем! Как упоминалось, S.M.79 начал жизнь как гражданский самолет, имея полное обозначение S.M.79P (P - от пассажирский).Первый пpототип I-MAGO с исключительно обтекаемым силуэтом и цельными панорамными окнами до получения им 20.7.35 сертификата летной годности был оснащен тремя 610-сильными 9-цилиндровыми радиальными двигателями Piaggio P.IX RC2 Stella, вращавшими трехлопастные металлические винты SIAI Marchetti.В ходе первых летных испытаний, пилотируемый главным летчиком-испытателем Бакулой, S.M.79P достиг максимальной скорости 354 км/ч на уровне моря с нормальной нагрузкой в 1140, 8 кг, а 14.6.35 года I-MAGO перелетел из Милана в Рим со средней скоростью 409 км/ч. Вскоре после этого моторы заменили тремя 750-сильными Alfa Romeo 125 RC35 (отличавшимися большими обтекаемыми капотами) с логически вытекающим отсюда улучшением летных данных.Через год после своего первого полета, 24.9.35, под управлением полковника Бизео, S.M.79Р установил мировые рекорды на 1000 и 2000-км замкнутых маршрутах с нагрузками в 500, 1000 и 2000 кг достигнув средней скорости 380, 952 км/ч. Однако возможности конструкции не были исчерпаны, и на следующий год I-MAGO, переоснащенный тремя 780-сильными Alfa Romeo 126 RC34, смог улучшить свои собственные рекорды, достигнув средней скорости 419, 8 км/ч на 1000-километровом замкнутом маршруте с нагрузкой в 2000 кг. С этого момента в развитии скоростного трехмоторного самолета произошел решительный поворот, так как продемонстрированные высокие летные данные привели военные власти к мнению, что может быть успешно осуществлена его переделка в бомбардировщик.Утверждалось, что добавление двух или трех пулеметов сделает самолет практически неуязвимым. Поэтому второй пpототип с самого начала собирался как бомбаpдиpовщик, хотя по своей конструкции практически не отличался от своего гражданского предшественника. Центральный двигатель создавал некоторые проблемы для защиты с передней полусферы и прицеливании при бомбометании, но они были преодолены добавлением обтекаемой подфюзеляжной гондолы бомбардира с пулеметом, защищающим низ. В обтекателе над кабиной пилота также установили подвижный стреляющий вперед пулемет, а в кормовой части этого надфюзеляжного обтекателя была открытая позиция для шкворневого пулемета, обеспечивавшего защиту сверху сзади. Все пулеметы были хорошо знакомыми 12, 7-мм Breda-SAFAT, а обтекатель верхнего стрелка дал повод к появлению клички "il Golbo" ("горбун"), которая сохранилась даже после присвоения самолету официального названия Sparviero ("Воробей"). Так как развитие военного самолета продолжалось под обозначением S.M.79, то коммерческая машина появилась в 1937 под обозначением S.M.83.
Описание S.M.79
Для того времени S.M.79 имел обычную конструкцию. Деревянное трехлонжеронное кpыло было собрано как цельная часть с поперечным V в 1 градус 30 минут, 72 нервюры полностью закрывались фанерной обшивкой. Задняя кромка снаружи от двигателей была целиком подвешена на шарнирах, причем внутренние секции использовались как посадочные щитки, а наружные секции и как посадочные щитки, и как элероны. На передней кромке кpыла для обеспечения поперечной устойчивости на малой скорости были установлены автоматические предкрылки типа Handley Page. Десять топливных баков, несущие вместе 2550 кг топлива, размещались между лонжеронами крыла, а два дополнительных бака могли устанавливаться в задней части мотогондол. Все баки были связаны между собой центральной системой перекачки горючего между баками, с запасной ручной помпой и сливной системой. Маслосистема состояла из трех цепей, каждый двигатель обеспечивался из своего резервуара. Обьемный фюзеляж имел сварную конструкцию из стальных труб. Передняя секция имела дюралевую и фанерную обшивку, а задняя часть была покрыта фанерой и полотном. Сверху передней части фюзеляжа размещались два больших люка для аварийного выхода. Огнеупорная перегородка устанавливалась между фюзеляжным мотором и приборной доской, которая была рассчитана на двух пилотов, сидящих рядом и имела спаренное управление. Защиту двух членов экипажа обеспечивали 9, 5-мм бронеспинки. Позади пилотов в отдельном отсеке размещались радист (с передатчиком R.A.30 приемником A.R.5 и радиокомпасом P.63N) и бортинженер с панелью управления двигателями, топливной системой и аварийными приборами. Бомбы размещались в центроплане, позади которого находилась гондола бомбардира.Этот член экипажа имел дублированное управление руля поворота, основные летные приборы, бомбоприцел Jozza, управление сбросом бомб и автоматическую камеру. Для фоторазведывательных заданий в оборудование также включались камера Robot и вторая панорамная камера. Бомбовая нагрузка S.M.79 составляла в целом 1000 кг, включая две 500-кг бомбы. Альтернативный перегрузочный вариант состоял из пяти 250-кг или двенадцати 100-кг бомб, которые, благодаря обширному пространству бомбоотсека, подвешивались вертикально.
Вооpужение включало 4 пулемета. Стреляющий вперед 12,7-мм Breda-SAFAT с 350 патронами управлялся пилотом. Такой же ствол на шкворне располагался под панелью-козырьком в задней части надфюзеляжного обтекателя, имея 500 патронов, а третий Breda - на турели в задней части подфюзеляжной гондолы для защиты с хвоста. Серийный самолет также нес 7, 7-мм пулемет Lewis на шкворне в задней части фюзеляжа для обороны с бортов. Вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение имело конструкцию из стальных труб с полотняным покрытием, руль поворота и рули высоты были статически и аэродинамически сбалансированы. Двигателями у первоначальной серийной модели для RA были 9-цилиндровые радиальные воздушного охлаждения Alfa Romeo 126 RC34, дававших 780 л.с. на взлете и развивавших 750 л.с. на высоте 3400 м. Крыльевые двигатели являлись приводами генераторов Marelli GR-800, обеспечивавших энергией электросистему, в которую также входили две батареи. Основные стойки шасси убирались в кpыльевые мотогондолы типа NACA, собранные из трех секций, переднюю из которых образовывал трубопровод выхлопной системы двигателя. Летные данные первых серийных S.M.79 включали максимальную скорость 430 км/ч на 4000 м и 360 км/ч на уровне моря. Крейсерская скорость была 367 км/ч на 3000 м и 375 км/ч на 6000 м. Высота 1000 м достигалась за 3 минуты 28 секунд, а 5000 м за 19 минут 45 секунд. При практическом потолке 6500 м с 1250 кг бомб в перегрузочнов варианте и крейсерской скорости 350 км/ч на 5000 м, S.M.79 имели дальность полета 1900 км или 3300 км без бомбовой нагрузки.
Коммерческая эксплуатация
Не говоря о последующем развитии гражданского S.M.83, значительные усилия были также направлены на коммерческое развитие S.M.79. Были созданы два основных коммерческих варианта, оба предназначенные для престижных международных перелетов, S.M.79С (С - от corso - гонка) и S.M.79Т (Т - от transatlantiko - трансатлантический).В 1937 были подготовлены 16 таких специальных самолетов без военного оборудования и подфюзеляжных гондол, причем стандартные двигатели Alfa Romeo 126 заменили 1000-сильными радиальными 14-цилиндровыми Piaggio P.XI RC.Из них 11 были S.M.79Т с увеличенной емкостью баков для трансатлантических перелетов, а остальные 5 (S.M.79С) модифицировали для участия в международных авиационных гонках. Эти специальные варианты собрали прекрасный список беспосадочных перелетов. Лучшими результатами были три первых места, занятых в 1937 году на трассе ИстрДамаск-Париж. Первоначально эта гонка, организованная Францией, должна была включать французские, американские, английские и итальянские самолеты для полета из Парижа в Нью-Иорк, однако когда выяснилось, что американские участники не будут готовы ко времени чтобы принять участие, трасса была изменена на Истр-Дамаск-Париж, общей протяженностью 6216 км с единственной остановкой в Дамаске. Франция стартовала фаворитом с четырьмя участниками, включая специально подготовленный для гонки Caudron Typhon.Англичане выставили голубой (pale-blue) D.H.88 Comet, G-ACSS "The Orphan" ("Сирота"), пилотируемый Э.Е. Клоустоном и Джорджем Нельсоном.
Итальянцы доминировали количественно с пятью S.M.79С и тремя Fiat B.R.20. Гонка обернулась легкой победой для S.M.79.В то время когда итальянские экипажи прошли первый этап до Дамаска со средней скоростью 418 км/ч, Сomet достигла 349 км/ч, а лучший французский самолет добился лишь 299 км/ч.В обратном перелете первый S.M.79С (пилотируемый Купини и Парадизи) выиграл со средней скоростью 351 км/ч и общим временем 17 часов 35 минут, второе место занял S.M.79С пилотируемый майором Фиори и лейтенантом Лучини (349 км/ч, 17 часов 57 минут) и третье S.M.79С пилотируемый полковником Бизео, подполковником Мори и лейтенантом Бруно Муссолини (343 км/ч, 18 часов 4 минуты).D.H.88 был четвертым. В ноябре 1937 года S.M.79 под управлением капитанов Лучини и Тивены установил новый мировой рекорд на дистанции 1000 км с 500-кг нагрузкой, достигнув скорости 401 км/ч. Убедительное подтверждение летных характеристик S.M.79 на дальность было получено в начале 1938, когда три самолета из 12-й бомбаpдиpовочной группо "Sorci Verdi" ("Зеленая мышь") выполнили скоростной дальний перелет между Римом и Риоде-Жанейро.Три самолета были боевыми машинами, модифицироваными до стандарта S.M.79Т с увеличением емкости топливных баков и пилотировались: полковником Аттилио Бизео и майором Амадео Парадизи (I-BISE), майором Нино Москателли и капитаном Гори-Кастеллани (I-MONI), лейтенантами Бруно Муссолини и Ренато Манцинелли (I-BRUN).Вылетев из Гуидонии 24.1.38 и пролетев через Дакар, лидеры покрыли 9841 км со средней скоростью 404 км/ч с общим полетным временем 24 часа 20 минут.
Первый этап Рим-Дакар был пройден со средней скоростью 428 км/ч, что свидетельствует о максимальной скорости свыше 450 км/ч.Самолет майора Москателли имел поломку пропеллера вскоре после взлета из Дакара, однако продолжил полет до Наталя на двух двигателях со средней скоростью 309 км/ч и присоединился к двум другим самолетам на следующий день в Рио.По окончанию перелета самолет Бруно Муссолини был передан в дар правительству Бразилии. На протяжении 1937-38 годов S.M.79 совершили другие многочисленные рекордные перелеты, установив не менее 26 международных рекордов.Бизео и Муссолини, пилотируя 8.7.37 самолет, оснащенный двигателями Piaggio P.XI RC40, установили новый рекорд средней скорости 421, 55 км/ч по замкнутому 1000-км кругу Рим-Ливорно-Орбателло с 500, 1000 и 2000-кг нагрузкой.Этот результат был впоследствии улучшен Бакулой и Де Амброзисом до 431 и 439 км/час. Тем временем Лучини и Тиррена установили новый рекорд на дистанции 1000 км с нагрузкой в 2268 кг, достигнув скорости 401 км/ч, а экипаж Тизеи и Ронди на той же дистанции с 4536-кг нагрузкой достиг 319 км/ч.Затем Бакула и Де Амброзис на дистанции 2000 км с 1000 и 2000-кг нагрузкой достигли скорости 420 км/ч. Большинство этих рекордов были снова побиты пилотами S.M.79, когда Тонди достиг 460, 82 км/ч на дистанции 1000 км с нагрузкой в 500 и 1000 кг, а Бакула и Де Амброзис развили 439, 9 км/ч с 1000-кг нагрузкой на дистанции 2000 км. Окончательно полковник Тонди достиг 462 км/ч на 500 и 1000-км дистанциях и 471 км/ч с 2000-кг нагрузкой на дистанции 1000 км.
Боевой дебют над Испанией
Между тем как эти удачные попытки Италии завоевать международный престиж в воздухе прогрессировали, опыт более сложного рода добывался в небесах Испании. От возникновения Гражданской войны в июле 1936 до конца сражений в марте 1939, Италия поставила более 740 самолетов в Aviacion del Tercio (ВВС националистов), включая три типа бомбаpдиpовщиков: S.M.81, S.M.79 и B.R.20. После первых поставок S.M.81 с началом войны в 1936, в 1937 последовало более современное вооpужение, и RA получили боевой опыт применения своего новейшего вооpужения, включая S.M.79-I.Новый бомбаpдиpовщик поступил на службу в 8-й и 11-й штормо скоростных бомбаpдиpовщиков (по отношению к структуре советских ВВС штормо (Stormo) примерно равен полку, так как состоял из двух группо (Gruppo) примерно равных дивизиону каждая, которые включали 2-4 эскадpильи (Squadriglia) по три звена (Sezione) каждая.Обычно 3 штормо обьединялись в дивизию (Divisione) - прим.ред.), и эти части были посланы в Испанию, где они участвуя в интенсивных операциях над линией фронта, внесли существенный вклад в нейтрализацию республиканского флота в портах.Действуя в Испании в четырех группах, таких, как 27-я и 28-я называвшихся "Falchi delle Baleari" ("Балеарские ястребы") и 29-я и 30-я "Sparvieri" ("Воробьи"), S.M.79-I вместе с двумя группами S.M.81 выполнили 5318 бомбаpдиpовочных вылета, в ходе которых они сбросили 11850 т бомб и записали на свой счет 224 попадания в правительственные корабли.
В частности "Falchi" (обединенные на короткое время с 12-й группо "Sorci Verdi"), действуя с Балеарских островов в рейдах на правительственные корабли, заправляющиеся в портах Средиземноморья, часто выполняли по три вылета в день. В то время, как устаревшие S.M.81 обеспечивали тактическую и непосредственную поддержку, обычно с истpебительным сопровождением, S.M.79-I фактически утвердили себя в дальних стратегических рейдах и патрульных полетах без истpебительного эскорта. Первые S.M.79, закупленные (по цене в 2000000 песет каждый) националистами, прибыли в начале апреля 1938 в Сан Хуан (Пальма, Мальорка) и немедленно начали операции в районе Брунете, первоначально под командованием майора Араму, а позднее полковника Купини.Отсюда они были переброшены в Талалду (Севилья) и Сорию, чтобы принять участие в операциях на фронте Бильбао.К концу года все четыре группы действовали с 25-ю самолетами каждая, имея лишь 4 потерянные машины. В ходе Гражданской войны на Sparviero были выполнены отдельные значительные операции.Вопреки сомнениям, что S.M.79 пригоден для ночных операций, начальник штаба, генерал Валле, выполнил 1.1.38 ночной рейд на Барселону, пролетев 200 километров, чтобы сбросить 800 кг бомб, без труда опровергнув эти сомнения.Ровно месяцем позже один S.M.79 унижтожил важную электростанцию в Сейре.С другой стороны, более гуманной операцией была доставка по воздуху 30 тонн хлеба, перевезенного S.M.79 для голодающего Мадрида в начале октября 1938 года. После окончания сражений в марте 1939 правительство Испании приняло на службу свыше восьмидесяти S.M.79, включая летавшие в Aviacion Legionaria, и эти самолеты сформировали костяк современных ВВС Испании на многие годы вперед, причем некоторые самолеты служили до относительно недавнего времени.
Два двигателя
Как уже отмечалось, выбор трехмоторной схемы был следствием соображений коммерческой безопасности, согласующихся с мнением RA, которые предполагали возрастание вероятности благополучного возвращения на базу из бомбаpдиpовочных налетов при повреждении одного двигателя. При скорости, ожидаемой от S.M.79, RA, наверно, не принимали в расчет лобовые атаки истpебителей и неподвижный стреляющий вперед пулемет считался соответствующей защитой. Несмотря на эти аргументы, большинство других ВВС мира считали носовое вооружение необходимым, и почти общепринятой стала традиционная двухдвигательная компоновка. Отдавая должное этим потенциальным требованиям, "Savoia-Marchetti" разработала конструкцию двухдвигательного S.M.79B. S.M.79B отличался от стандартного самолета полностью переделанным носом, приспособленным для бомбардира и одного подвижного 12, 7-мм пулемета Breda-SAFAT. С удлинением "горба" единственный пилот теперь сидел выше и дальше вперед. Пpототип S.M.79B, первоначально оснащенный двумя 1030-сильными 18-цилиндровыми двухрядными радиальными двигателями Fiat A.80 RC41, впервые появился в 1936, и развивал 410 км/ч на 4500 м и 362 км/ч на уровне моря.
Он интенсивно демонстрировался военно-воздушным силам таких стран, как Аргентина, Бельгия, Бразилия, Китай, Чехословакия, Финляндия, Ирак, Румыния, СССР, Испания, Турция и Югославия. В ходе конкурса на средний бомбаpдиpовщик в Аргентине, для принятия на вооpужение в этой стране, маневренные качества S.M.79 были поставлены под сомнения. Итальянский пилот-демонстратор быстро взлетел, открутил 4 петли и выиграл созтязание! Однако стратегические соображения привели к аннулированию этого результата, а мысли об искрах уже приближавшейся войны в Европе привели к выдаче заказа на 35 бомбаpдиpовщиков Martin 139W. В тот же год Ирак заказал четыре S.M.79B с поставкой в 1938 году. Эти самолеты были оснащены 1000-сильными двигателями Fiat A.80.Все они были в конечном итоге уничтожены в 1941 во время антибританского восстания в Ираке. Бразилия получила партию из трех S.M.79B, оснащенных 930-сильными радиальными двигателями Alfa Romeo 128 RC18. Возможно, самым значительным потребителем S.M.79B были ВВС Румынии. Двадцать четыре самолета, закупленные в 1938, были оснащены 1000-сильными двигателями Gnome-Rhone K.14 Mistral-Major, однако так удачно проявили себя, что с расширением этих ВВС были заказаны дальнейшие двадцать четыре машины. Эта последняя партия была оснащена 1220-сильными 12-цилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения Junkers Jumo 211Da.В то же время была закуплена лицензия на производство этого варианта, обозначенного S.M.79JR, заводами "Industria Aeronautika Romana" в Бухаресте. Летные данные варианта JR включали максимальную скорость 444 км/ч на 5000 м (по сравнению с 410 км/ч на 4600 м у оснащенных Fiat A.80 вариантах), время подьема на 3000 м составляло 8 минут 40 секунд, а практический потолок - 4834 м. Сухой вес самолета - 7200, взлетный - 10800 кг. Эти самолеты интенсивно использовались в операциях румынских войск в СССР, тогда как ранние S.M.79B были перенацелены на транспортные задачи. Говоря об экспортировании S.M.79, здесь следует отметить, что Югославия предпочла трехмоторную конструкцию, закупив 45 стандартных трехмоторных бомбаpдиpовщиков S.M.79-I.Ими были вооружены 7-е бомбаpдиpовочное авиакрыло и 81-я отдельная бомбаpдиpовочная группа, однако большинство из них погибло в боях 1941 года с Германией и Италией, а несколько уцелевших были переданы ВВС Хорватии.
Вторая Мировая война
Продемонстрировав значительные успехи в Aviacion Legionaria, Sparviero заняли место в первой линии бомбаpдиpовочных эскадpилий RA.СRDA Cant Z.1007 были все еще на стадии создания, а Fiat B.R.20 устаревали. Дальнейшие испытания начатые в 1937 в Гориции, должны были выявить способность S.M.79 сбрасывать торпеды. Специальный держатель, отклоненный от продольной оси самолета, был установлен для подвески морской 450-мм торпеды со 170-кг боеголовкой. Прицеливание осуществлялось специально созданным торпедным прицелом. Здесь стоит упомянуть, что Италия лидировала в мире в авиационном торпедометании так значительно, что Luftwaffe позднее приняли итальянские торпеды. Когда в конечном итоге немецкие торпедоносные части (оснащенные Не.111Н) выполняли учебные атаки в школе, созданной в Гроссето, то многие из использованных ими технических средств были созданы Aerosiluranti (итальянской торпедоносной авиацией). Вслед за весьма успешными испытаниями с одной подвешенной торпедой в марте 1938 было решено провести в Гориции новую программу испытаний с подвеской двух торпед. Испытания начались в августе того же года. Под влиянием отмеченного ухудшения летных данных с двумя торпедами было решено установить более мощные двигатели - первоначально 860-сильные Alfa Romeo 128 RC18 (что было сделано на пpототипе бомбаpдиpовщика S.M.84, на котором в опытном порядке установили разнесенное оперение), а затем 1000-сильные Piaggio P.XI RC40.Проследние стали основными для серийных S.M.79-II, которые пошли в серийное производство в октябре 1939, выпускаясь по лицензии "Aeronautika Macchi" и "Officine Meccaniche Italiane Reggiane", а отдельные компоненты поставлялись "Aeronautika Umbra" и "Aeronautika Sannita".Большинство самолетов было оснащено двигателями Piaggio, однако некоторые имели 1350-сильные 18-цилиндровые радиальные Alfa Romeo 135 RC32, а позднее 1000-сильные радиальные Fiat A.80 RC41. Использовались два типа торпед, одна с 170-кг боеголовкой, выпускавшаяся "Silurificio Whitehead" в Фиуме, а другая со 160-кг головной частью "Silurificio Italiano" в Неаполе.Обе торпеды имели калибр 450 мм и обычно сбрасывались с высоты около 100 м при скорости 300 км/ч.
Позднее, в декабре 1941, в качестве стандартной была принята 200-кг головная часть, которая также стала поставляться Luftwaffe. К 1939 одинадцать штормо, каждый из которых включал по четыре эскадpильи, в целом располагали 389 самолетами, базировавшимися в Италии, Албании и Эгейских островах.Когда 10.6.40 Италия вступила в войну, число штормо было увеличено до 14, имевших в своем составе 594 S.M.79, из которых 403 были боеготовыми.Таким образом Sparviero составляли почти 2/3 боевого состава RA из общего количества 975 самолетов. Первой акцией бомбаpдиpовщиков S.M.79 во 2-й Мировой войне в ходе скоротечной кампании против Франции был удар 14.6.40 девяти S.M.79 из 9-го штормо по французским кораблям у побережья Ривьеры.Sparviero из 3-й дивизии III-й эскадpы в Центральной Италии действовали против Франции и Корсики, в то время как Aeronautika della Sardegna (авиакомандование "Сардиния") над Корсикой, Алжиром и Тунисом, а II-я эскадpа (т.е. 3-я дивизия, 11-й, 34-й и 41 штормо, и 11-я брига да, 30-й и 36-й штормо) над Алжиром и Тунисом.Sparviero из Aeronautika della Libio (авиакомандование "Ливия"), включавшие самолеты 10-го и 33-го и некоторую часть машин 15-го штормо, насчитывавшие в целом 103 самолета, были активны лишь над Тунисом. Когда 28.10.40 была развязана война против Греции, S.M.79 из 104-й и 105-й группо (по две эскадpильи в каждой), базировавшиеся в Албании, были обьединены с S.M.79 из 92-й группо и 281-й эскадpильей Aerosiluranti, базировавшимися на Эгеях.На протяжении этой кампании, которая продлилась до 22.4.41, эти итальянские бомбаpдиpовочные группы были вовлечены с очень небольшим перерывом в самые напряженные операции. Одновременно с кампанией в Греции к операциям против Югославии (6-17 апреля) были привлечены в целом тридцать S.M.79 из албанских групп, в то время как югославы сами первоначально действовали на сорока двух подобных машинах. Хотя воздушно-десантное вторжение на Крит (20/21.5.41) было осуществлено в основном частями Luftwaffe, S.M.79, из эгейской Aerosiluranti присоединились к атакам на союзные корабли.В нее входили базировавшаяся в Гадурре с начала войны 92-я группо и 281-й эскадpилья, прибывшая на Родос из Италии 20.3.41 года. В первые недели Североафриканской кампании в Ливии находились 4 штормо со 125 самолетами. Это были 15-й штормо с 35-ю Sparviero и 8-ю S.M.81 в Кастельбенито и 33-й штормо в Бир эль Бэра с 31-м Sparviero.Перед Египтом находились 10-й штормо с 30-ю S.M.79 в Бенина и 14-й штормо с 20-ю S.M.79 и 9-ю S.M.81 в Эль Адеме.С самого начала эти части действовали против вражеских целей в МерсаМатрухе, Хальфайе, Соллуме и Сиди Баррани.Во время первого итальянского наступления к ним присоединились Sparviero из 27-й группо.Темпы износа матчасти в эти первые месяцы были таковы, что к концу второго британского наступления в целом на этом театре осталось 125 итальянских самолетов. Применение S.M.79 в Восточной Африке интересно тем, что этот самолет был самым современным самолетом на этом театре с обеих сторон.С итальянской стороны в число бомбаpдиpовщиков входили 84 устаревших Ca.133, 42 S.M.81 и 12 S.M.79, противостоящих чрезвычайно разнородной смеси изрядного количества Bombay, Valentia, Wellesley, Vincent, вариантов Hart и London.Однако значение S.M.79 находившихся там было в том, что подкрепления на Восточноафриканский фронт перебрасывались непосредственно по воздуху из Италии - с единственной остановкой для дозаправки в оазисе Купра в Ливии.В операциях против Британского Сомали в августе 1940 итальянские войска поддерживались 85 самолетами, включая 11 S.M.79 из 44-й группо, базировавшихся в Аддис-Абебе. (Записи 223-го бомбаpдиpовочного дивизиона RAF (Squadron не соответствует по количеству самолетов эскадрилье в советских ВВС - прим. ред.) показывают, что утром 18.8.40 пять Wellesley из этого дивизиона, атаковавшие Аддис-Абебу, повредили и уничтожили четыре S.M.79.) Время от времени итальянским войскам в Восточной Африке поступали подкрепления, поэтому к началу британского наступления в январе 1941 года пять эскадpилий, имевших вместе 28 S.M.79 были готовы к боевым действиям.
Морские операции и Средиземноморье
Sparviero не принимали участия в действиях Corpo Aero Italiano (Итальянского авиакорпуса) в Северной Европе против Англии и были использованы в ограниченном масштабе на Балканских фронтах.Так вышло, что на Средиземноморском театре S.M.79 играли главную роль и за три года достигли выдающихся успехов в операциях против торговых конвоев, военных кораблей всех типов и островной крепости Мальта.Среди союзных эсминцев, потопленных Sparviero, были британские "Husky", "Jaguar", "Kujavik II", "Legion" и "Southwall".Также были нанесены серьезные повреждения линкору "Malaya" и авианосцам "Indomitable", "Victorious" и "Eagle". (Хотя ранние оценки позволяли утверждать, что "Eagle" погиб от воздушного удара S.M.79, современная проверка данных показывает, что корабль в действительности был потоплен немецкой субмариной.) Первые операции против Мальты и союзных кораблей в Сицилийском проливе были выполнены S.M.79 из 30-го штормо и 279-й эскадpильи, позднее усиленного частями немецкого X-го Fliegerkorps, 10-м штормо с S.M.79 и 9-м штормо с Cant Z.1007-II. В конце 1941, когда 14 союзных кораблей были потоплены и по меньшей мере еще 60 повреждены, с Восточного фронта на Сицилию также перебросили II-й Fliegerkorps. На североафриканском побережье первой торпедно-бомбаpдиpовочной частью стал 131-й отдельный штормо, сформированный 25.3.42 из 279-й эскадpильи (переброшенной из Катании на Эгейские острова, а потом в Бенгази) и 284-й эскадpилии, прибывшей в Северную Африку непосредственно из Италии и остававшейся там до расформирования в ноябре 1942 года.
Следующая часть, 138-й отдельный штормо, сформированый в апреле 1942, включал 174-ю эскадpилью в Бенгази и 175-ю в Кастельбенито.В ходе кампании, которая привела к Битве за Эль-Аламейн, части RA поддерживали наступление сил Оси, действуя в целом с 34-мя S.M.79 и 25-ю Cant Z.1007, вместе с несколькими группо истpебителей C.R.42, M.C.200 и 202.Во время последовавшего отступления все эти части отходили через Дерну, Бенгази, Мисурату, так что в конце-концов в Северной Африке осталась лишь одна эскадpилья S.M.79.Это была специальная часть Aviazione Sahariano (ВВС Сахары) в Хане (Центральная Триполитания). Бесспорно, самыми интересными главами в жизни Sparviero были те крупные морские операции, которые повлекли британские попытки провести конвои на Мальту.в последней и самой известной - операции "Pedestal" ("Пьедестал") - 14 крупных транспортных судов плыли под сильным военным эскортом, включавшим линкоры, крейсера, эсминцы и авианосцы "Indomitable", "Victorious" и "Eagle".Против этого конвоя, покинувшего Гибралтар 10.8.42 были выставлены 74 Sparviero (60 принадлежали 32-му штормо, переброшенному из Джиойя дель Колле в Вилласидро (Сардиния) и 105-й группо, переброшенной из Пизы в Дечимоманну (Сардиния) плюс 14 из 132-й группо, переброшеной из Джербини на остров Пантеллерия).Перед лицом этих и других крупных сил, которые не давали конвою передышки, британские корабли ухитрились достичь Мальты - хотя ценой девяти транспортов, авианосца, двух крейсеров, эсминца и восемнадцати самолетов прикрытия. В ходе этой фазы войны самой известной на Сицилии частью была, несомненно, 132-я группо под командованием капитана Бускальи, состоящая из двух эскадpилий- 278-й в Кастельветрано и 281-й в Джербини.В июне-августе 1942 были выполнены многочисленные дневные налеты на британские корабли, в результате чего были отмечены прямые попадания в авианосец "Argus", линкор "Malaya" и несколько других крупных кораблей.Вместе с этой частью действовала 130-я группо (280-я и 283-я эскадpильи), среди пилотов которой были такие известные имена, как Меллей, Кимиччи и Ди Белла. Когда борьба на море на Средиземноморье вступила в ноябре 1942 в финальную фазу, RA смогли выставить 112 боеспособных Sparviero из имевшихся 163 машин. Наибольшее предпочтение отдавалось бомбаpдировщикам-торпедоносцам, так как воздушные бои над морем подтвердили, что лучшие результаты достигаются при авиационных торпедных атаках и ударах с пикирования, чем при горизонтальной бомбардировке.Для замены S.M.79 создавались новые самолеты, но они не были готовы до конца войны и в порядке повышения эффективности S.M.79 прикладывались большие усилия для расширения поставок улучшенных торпед.
Повышение данных двигателей Alfa Romeo 128 было достигнуто в конце 1941, когда внедрили систему впрыска этила, что на короткое время обеспечивало повышение скорости на 48 км/ч.Так как летали они давно и все ремонты и капитальные ремонты были проведены, то S.M.79 стали рассматриваться как менее важные в боевом составе RA.Между последними месяцами 1942 и серединой 1943 нехватка запчастей серьезно уменьшил количество боеспособных S.M.79 почти во всех районах. Однако действия Sparviero продолжались почти до конца войны в Италии. Когда 8.9.43 Италия капитулировала, большинство имевшихся S.M.79 были сконцентрировано в метрополии: 61 самолет в составе 3-го Squadra Aerea (Воздушного флота), 36 боеспособных самолетов находилось на аэродромах Сиены, Пизы, Литтории и Каподичино.Из этих сил 22 S.M.79, в основном из 41, 104, 131-й и 132-й группо оказались в рядах Союзников, составив часть Союзнических ВВС Италии, где и служили в качестве бомбаpдиpовщиков, торпедоносцев и транспортников.Однако лишь 4 из 22 были в действительности боеспособны, и 41-я группо в составе 204-й и 205-й эскадpилий была переформирована в Милисе (Сардиния), а 132-я отдельная группо (в составе 246-й, 253-й и 281-й эскадpилий) в Лечче около Бриндизи. Некоторые итальянские экипажи и самолеты не смогли присоединиться к Союзникам, так как дислоцировались в зоне, оккупированной немецкими войсками. Когда там были сформированы новые ВВС Итальянской Социальной республики (Aviazione della R.S.I.), то они приняли на службу новый вариант Sparviero, а старые самолеты модифицировали до нового стандарта. Новый вариант, S.M.79-III (иногда называемый S.579), в Северной Италии выпускался в относительно малых количествах, являясь по сути улучшенной модификацией привычного Sparviero. Подфюзеляжная гондола была убрана, установлены новые винты с удлиненным цилиндрическим коком, увеличены выхлопные патрубки, смонтировано новое и улучшенное радиооборудование, а передний пулемет заменен 20-мм пушкой. Состоя на вооpужении Gruppo Aerosiluranti (торпедоносной группы), возглавляемой капитаном Фаггиони, эти S.M.79-III наносили многочисленные удары по союзным кораблям на Средиземноморье. Однако капитан Фаггиони погиб при ударе по кораблям в Неттуно и группу возглавил майор Марини.
Вероятно, самой известной атакой этого офицера был ночной рейд на Гибралтар 4/5 июня 1944 года. В то время Sparviero использовались в нескольких ролях.Они применялись как стратегические разведчики, а ближе к концу сражений в Африке как штурмовики, но, несомненно, одной из самых странных задач было его использование в качестве радиоуправляемой бомбы! После того как британские линкоры повернули назад после эскортирования конвоя в операции "Pedestal" к Мальте, они спустились к побережью Алжира и сразу же стали целью для такого S.M.79.Разработанный генералом Фердинандо Раффаэлли, этот самолет был набит взрывчаткой и поднялся с земли под управлением пилота, который выпрыгнул с парашютом, как только Sparviero лег на предназначенный курс. Сопровождающий самолет, Cant Z.1007-II, затем принял управление и направил его к британскому флоту по радио.Хотя дефект радиоуправления привел к катастрофе самолета на склонах горы Кленчела на алжирской земле, генерал Раффаэлли был поддержан в создании дешевой одноразовой управляемой летающей бомбы.Этот проект привел к выпуску простого деревянного моноплана, оснащенного 1000-сильным радиальным Fiat A.80, строившимся "Aeronautika Ambrosini" и прошедшем летные испытания в июне 1943 года. После окончания войны в Европе все оставшиеся S.M.79 перевели на роль транспортных машин в составе Corrieri Aerei Militari до возобновления деятельности регулярных коммерческих авиалиний.С этого момента до 1952 несколько уцелевших машин использовались для транспортных и учебных задач, а также в качестве радиоуправляемых мишеней.Три S.M.79 были в 1950 проданы Ливану и до 1959, зарегистрированные под кодами L-111, L-112 и L-113, использовались в регулярной службе ВВС Ливана как транспортные самолеты. В целом между 1934 и 1944 годами было выпущено 1330 Sparviero, возможно, мало по сравнению с цифрами серийного выпуска у Союзников, тем не менее даже эти самолеты составляли 20% общего производства Италии за этот период. Он завоевал беспредельные похвалы экипажей за свою превосходную управляемость и что, вероятно, более важно, добился несомненного уважения у своих противников.
Тактико-технические характеристики:
Год принятия на вооружение - 1937
Размах крыла - 21,18 м
Длина - 16,2 м
Высота - 4,1 м
Площадь крыла - 61,0 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 6590
- нормальная взлетная - 11180
Тип двигателя - 3 ПД Alfa Romeo 126 RC34
Мощность - 3 х 750 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
- у земли - 359
- на высоте - 430
Крейсерская скорость - 340 км/ч
Практическая дальность - 3300 км
Максимальная скороподъемность - 335 м/мин
Практический потолок - 6500 м
Экипаж - 4-5 чел
Вооружение: Стреляющий вперед 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT с 350 патронами управлялся пилотом. 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT на шкворне располагался под панелью-козырьком в задней части надфюзеляжного обтекателя, имея 500 патронов
12.7-мм пулемет Breda - на турели в задней части подфюзеляжной гондолы для защиты с хвоста. Серийный самолет также нес 7,7-мм пулемет Lewis на шкворне в задней части фюзеляжа для обороны с бортов. Бомбовая нагрузка: 2 500-кг бомбы, или 5 250-кг бомб или 12 100-кг бомб.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru