Supermarine Spitfire Mk.V
Истребитель
За исключением первых двух модификаций Spitfire (Mk. I и II), примечательным фактом является то, что наиболее применявшимися и, в общем, самыми успешными вариантами были типы, первоначально созданные в качестве "временной" замены. Во время 2-й Мировой войны не всегда имелось время для создания и производства лучших самолетов, и, под давлением боевых условий, самые короткие пути были неизбежны. Так было и в случае со Spitfire Mk.V.
В ходе Битвы за Британию в 1940 Spitfire Mk. I имел явно выраженное превосходство над немецким Bf.109E, а несколько Spitfire Mk. II, которые принимали в ней участие, имели лишь небольшое преимущество в летных данных над Mk. I. Поэтому в октябре 1940 Штаб RAF вернулся к вопросу замены самолета. Предполагавшимся преемником ранних моделей был Mk. III, находившийся в разработке с 1939 года и уже летавший. Этот самолет имел ряд значительных изменений, включая новую конструкцию крыла, убираемое хвостовое колесо и двигатель Rolls-Royce Merlin XX. Как первый шаг, в октябре были заказаны 1120 Mk. III.
Однако было понятно, что необходимо некоторое время для организации и производства нового самолета, так что как промежуточную меру "Rolls-Royce" предложила, установив новый двигатель Merlin 45 на базовую конструкцию Mk. I, выпустить Spitfire V (обозначение Mk. IV было уже предназначено для варианта Mk. III с двигателем Griffon). Hастоящего прототипа Mk. V не было, только лишь два переделанных Mk. I (N3053 и R6889) использовали для первоначального периода летных испытаний. Впоследствии были заказаны дальнейшие переделки, и первый Spitfire V, поступивший на службу (Mk. Vb, R6923, первоначально Mk. Ib), был поставлен 92-му дивизиону (Squadron не соответствует по количеству машин эскадрилье в советских ВВС - прим. ред. ) в начале декабря.
Как у всех Spitfire (исключая IIc) последняя буква обозначала тип крыла; крыло типа "a" имело восемь 7, 69-мм пулеметов Browning, а типа "b" - две 20-мм пушки и четыре пулемета. В то время пушки являлись предметом оживленной дискуссии в Истребительном командовании RAF из-за затянувшейся истории с отказами оружия, но изменения были сделаны и первые успехи 92-го дивизиона, имевшего на вооружении Ib и новые Vb, убедили Штаб RAF, что Vb предпочтительнее, чем Va, и должен выпускаться массово. Было выпущено всего лишь 94 машины Mk. Va.
В связи с этим от Spitfire Mk. III отказались, но некоторые специальные усовершенствования этого варианта внедрили на Mk. V, который выпустили в 6464 экземплярах различных модификаций истpебителя в 1941-43 годах. Дополнительно свыше 100 было переделано из Mk. I. Самолет поступил на службу в более чем 140 дивизионов RAF и поставлялся девяти иностранным государствам, включая США. Он использовался на всех фронтах во время войны и во многих случаях стал средством, повернувшим ход воздушной войны в пользу союзных сил.
1941. RAF в наступлении
В первые месяцы 1941 года Spitfire V поступили на службу в 41, 54, 64 и 91-ю эскадрильи. В мае, после первых боевых столкновений с Bf 109F, Spitfire V был продемонстрирован публично. К этому времени серийное производство шло полным ходом: "Supermarine" уже собрала 78 машин серии R; была начата сборка первых машин из 450 самолетов с заводскими номерами начинающимися с W3109. Многие машины этой серии получили цельный каплеобразный козырек фонаря кабины, предназначавшийся сперва для Spitfire Mk. III. Завод в Касл Бромвич собрал восемь Mk. V серии P и начал сборку партии в 500 самолетов с номерами от AB778.
Эти самолеты быстро передали в дивизионы, и к лету RAF уже вели наступательные действия над Европой. Hаступление проводилось в форме завоевания воздушного превосходства истребителями и дневных бомбардировок самолетами Blenheim и Stirling, которым Spitfire V обеспечивали сопровождение. К сентябрю 27 дивизионов были оснащены Mk. Vb и несколькими Mk. Va, а в декабре это число увеличилось до 46, включая 15 дивизионов стран Британского Содружества, плюс 71-й и 121-й дивизионы "Орлов", сформированные из американских добровольцев.
Изначально Spitfire был сконструирован как истребитель ПВО с коротким радиусом действия. Дальние и эскортные операции однако потребовали большего радиуса действия, и в 1941 были проведены первые испытания с дополнительными сбрасываемыми топливными баками. Они имели обтекаемую форму и крепились вплотную под фюзеляжем. После того, как некоторые первоначальные проблемы со сбросом были преодолены, для Mk. V и последующих вариантов в больших количествах выпускались баки емкостью 136 и 204 л. Другим затруднением была проблема больших нагрузок на ручке управления при работе элеронами, необходимость ее решения диктовалась улучшением управляемости самолета на больших скоростях в бою. После многих опытов с сервоприводами элеронов, проверки обтекаемости профилей и месяцев испытаний в аэродинамической трубе Hациональной физической лаборатории проблема была вскоре довольно просто разрешена в начале 1941 заменой первоначальной полотняной обшивки металлической. Hа Spitfire V была также применена острая задняя кромка, а новые элероны (весьма активно смонтированные на ранее выпущенных самолетах) внедрены на сборочных линиях тем же летом.
Первые модели Spitfire Vс покинули сборочную линию "Supermarine" в конце года. Крыло типа "с" или универсальное крыло проектировалось сперва в 1940 для Mk. III, чтобы расширить выбор вооружения между типом "a" , типом "b" и новой комбинацией из четырех 20-мм пушек. В действительности большинство Mk. Vс в строю сохранили вооружение типа "b", где места отсутствующих пушек закрывались небольшими обтекателями, но новое крыло позволяло брать по 120 снарядов для каждой пушки вместо обычных 60. Дополнительной особенностью было усиленное шасси со смещенными на 49 мм вперед колесами. Это помогло уменьшить общий недостаток Spitfire - капотирование при приземлении на раскисший или бугристый аэродром. овое крыло испытали на Spitfire Mk. Vb (W3237), который затем переобозначили как Mk. III, но с прекращением работ над этим вариантом крыло стало применяться на Spitfire V.
Раннесерийный Mk. Vс (AA963) переправили морем в 1942 в США. Однако он оказался там не первым, так как по просьбе генерала USAAF Арнольда два Mk. Va (R7347 и W3119) были доставлены в Райт Филд летом 1941 года. В декабре W3119 передали NACA в Лэнгли для подробного изучения летных качеств; при этом впоследствии на двигатель установили специальные выхлопные патрубки для исследовательских целей.
1942. Угроза Focke-Wulf
К началу 1942 было выпущено свыше 1700 Spitfire V. В январе "Westland Aircraft" выпустила свой первый Mk. Vb (AR318), а вскоре после этого "Supermarine" перешла от Mk. Vb к Mk. Vc. Касл Бромвич последовал этому осенью, когда они выпускали 8-10 самолетов в день. В 1942 было выпущено свыше 3300 Mk. V.
Первые месяцы этого года были отмечены серией неудач, постигших вооруженные силы Британии на Тихом океане, в пустынях Северной Африки и на Ла-Манше; все эти события повлияли на развитие и применение Spitfire.
До сентября 1941 главным противником Spitfire был Bf 109E. Хотя этот самолет имел небольшое преимущество в летных данных на высоте 6100 м, а его вооружение было легче, но в целом Spitfire V был лучшим из двух самолетов. Затем, в сентябре, первые из новейших Fw 190 приняли участие в боях над Францией. За исключением меньшего радиуса разворота у Spitfire, Fw 190 был предпочтительнее во всех других отношениях. В феврале 1942 немцы бросили три своих крупных корабля "Scharnhorst", "Gneisenau" и "Prinz Eugen" на прорыв через Ла-Манш, чтобы возвратить их в Германию. Во время возникшего воздушного боя Spitfire были связаны большим числом Fw 190, и тогда стало без всяких сомнений абсолютно ясно, что Spitfire сильно уступает новому самолету Luftwaffe. Ответом стал созданный в спешном порядке Spitfire Mk. IX, путем использования планера Mk. Vс с более мощным двигателем Merlin 61. Однако Mk. IX требовал времени для поступления в достаточных количествах в строй, и к июню в строю насчитывалось больше дивизионов Mk. V, чем в любой другой период войны - 59 в метрополии и 7 в районе Средиземноморья.
В июле "Supermarine" выпустила последний Mk. Vс (BS305), и в августе 42 дивизиона Spitfire V в составе RAF прикрывали первую крупномасштабную высадку союзников на французском побережье в Дьеппе. В ходе этого рейда были введены в бой первые Spitfire из состава USAAF: из 307-й FS 31-й FG. Вместе с 308-й и 309-й FS они при были в Англию в июне, и за ними быстро последовали 2-я, 4-я и 5-я FS из 52-й FG; все эти подразделения были вооружены Mk. Vb. В сентябре три дивизиона "Орлов" ("Eagles") передали из RAF в 4-ю FG, сдавшую свои Spitfire Mk. V в начале 1943 года. Большинство частей USAAF прибыло в 1942 году. В октябре в Мембари была сформирована 67-я авиагруппа ближней разведки и к лету 1943 все ее четыре эскадрильи (12, 107, 109-я и 153-я ) были вооружены Mk. Vb. Последней получила несколько машин 13-я разведывательная эскадpилья 8-й AF для тренировки.
В 1942 Spitfire Vb поставлялся также RN. Такие машины, снабженные тормозными крюками, использовались для тренировки пилотов.
Бои с японцами на Тихом океане способствовали возобновлению работ над проектом поплавкового Spitfire, первые работы над которым датируются началом 1940 года. В течение 1942 на "Supermarine" были сконструированы новые поплавки, выпущенные компанией "Folland", смонтированные на Mk. Vb (W3760). После установки дополнительного киля на хвосте, четырехлопастного винта малого диаметра и тропического воздухозаборника карбюратора, самолет оказался удачным. "Folland" впоследствии переделала дополнительно два самолета, EP751 и EP754, которые морским путем перебросили в Александрию (Египет), где они и летали, но в боях не участвовали.
На других машинах монтировали крюки для буксировки мишеней (например, W3234 и AB789, оба Mk. Vb из 315-го дивизиона). Кроме буксировки мишеней, Королевский авиационный институт в Фарнборо использовал Mk. Vb в качестве буксировщика планера Hotspur. Позже компания "Flight Refuelling Ltd. " поменяла роли, когда бомбаpдиpовщик Wellington применили для буксировки Spitfire. Этот эксперимент проводился в рамках испытаний практической возможности дальней буксировки как метода быстрого усиления баз за пределами метрополии.
За пределами метрополии с 1942 по 1944
Hа протяжении всего существования угрозы немецкого вторжения в Англию Spitfire оставлялся для обороны метрополии. Однако в 1941 стало очевидным, что самолет может в конце концов потребоваться и за ее пределами. К этому времени война в пустынях Северной Африки являлась главным событием, и проблемы износа двигателя вызываемого песчаной пылью были хорошо изучены. Поэтому на Mk. Va (X4922), в порядке эксперимента, на воздухозаборник карбюратора установили тропический воздухофильтр. Эту модификацию позже внедрили на серийных самолетах предназначенных для операций вне метрополии. Первым из них стал Mk. Vb(trop) (AB320), построенный "Supermarine" и взлетевший в начале 1942 года. Большинство Mk. V, выпущенных после июля, были в тропическом варианте. Соответственно большинство Mk. Vс тоже оборудовалось подобным образом.
В марте вражеские удары по Мальте достигли такого уровня, что Spitfire были крайне необходимы для боев с Luftwaffe и RA. В тех условиях было необходимо обеспечить перелет самолетов с авианосца, что стало возможным (даже с увеличением до максимума их радиуса) после применения новых 409-л сбрасываемых баков. В течение марта 34 Mk. V были переброшены к нескольким оставшимся Hurricane из 126-го и 185-го дивизионов. Пополнения последовали в апреле и мае, когда американский авианосец "Wasp" вместе с британским "Eagle" доставили 126 самолетов. В это число входили три новых дивизиона для обороны острова - 249, 601-й и 603-й, плюс остальные самолеты для уже имевшихся дивизионов. Как Mk. Vb, так и Vс участвовали в этих операциях пополнения, продолжавшихся до ноября.
В то же самое время в пустыне 8-я армия отступала в Египет и 145-й дивизион был переброшен туда из Англии. Его самолеты вылетели из Такоради в Западной Африке, к 1-му июня уже сражались, а через месяц были поддержаны летавшим с Мальты 601-м дивизионом. а самом острове 603-й дивизион перевооружили на Beaufighter, а его Spitfire передали двум новым дивизионам (229-у и 1435-у; последний имел номер звена, хотя всю войну действовал как дивизион полного состава). В августе 92-й дивизион перебросили в Египет, обьединив ее со 145-м и 601-м дивизионами в 244-е истребительное авиакрыло. Эти дивизионы сражались с противостоящими им Bf .109F (позже G) и M.C.202. Так как бои проходили на небольших высотах, то Spitfire не имели трудностей с Bf 109F, хотя Bf 109G был несколько быстрее, чем Spitfire V. Бои с М. С. 202 показали, что самолеты были достаточно одинаковыми соперниками; итальянский, превосходя на малых высотах в скороподьемности, был слабее вооружен.
Одним существенным элементом воздушной войны в пустыне была ремонтная и модернизационная работа 103-го MU в Абукире. Кроме возвращения в строй 140 самолетов в месяц, она модифицировала много самолетов для специальных целей, включая Spitfire V. Тропические фильтры, монтировавшиеся, тогда были удовлетворительными, но снижали максимальную скорость самолета. Чтобы уменьшить сопротивление и улучшить очистку, 103-е MU разработала новый, более компактный агрегат, успешно работавший и установленный на многие Mk. V. Для борьбы с высотными разведчиками Ju 86P, три Spitfire Vс были облегчены до предела (включая уменьшение вооружения до двух 12, 7-мм пулеметов), летные данные повысили применением удлиненных консолей крыла (сделанных по месту), четырехлопастного винта и модифицированных карбюраторов. Эти самолеты (BP985, BR114 и BR234) весьма успешно действовали против Ju 86P, но на высоте свыше 12000 м физическая нагрузка на пилотов звена специального назначения была несколько тяжеловата. После прибытия Spitfire VI в Абукир выяснилось, что он не имеет требуемых высотных характеристик, поэтому один из имевшихся Mk. Vс был в дальнейшем модифицирован путем установки двигателя Merlin 61 и двух 20-мм пушек вместо 12, 7-мм пулеметов.
Spitfire с обрезанными консолями крыла были обычным явлением в Египте. 103-е MU изготавливала их со своими деревянными законцовками крыла, которые были несколько более закруглены, чем те, что применялись в метрополии для LF. Vb. Для разведки некоторое число Mk. Vb (например, EP878) оснащалось перспективной фотокамерой, а в дополнению к кpылу с обрезанными консолями и обрубленным суперкритическим лопастям винта, большая часть обшивки фюзеляжа и кpыла были отполированы. Для получения максимально возможной скорости они также покрывались гладкой камуфляжной краской. Эти самолеты использовалиcь 40-м дивизионом SAAF, поддерживавшим 8-ю армию после ее успеха под Эль-Аламейном в ноябре 1942 года.
В том же месяце британские и американские войска высадились в Алжире и Марокко. Первыми приземлившимися Spitfire были машины 81-го дивизиона RAF, а также 308-й и 309-й FS 31-й FG USAAF. Их Mk. V обьединились с 307-й FS и eще тремя эскадpильями 52-й FG и семью частями RAF. К декабрю Союзники испытывали затруднения: условия для базирования были примитивными, обслуживание самолетов на низком уровне, и в дополнение ко всему - усиление немецкого сопротивления появлением у Luftwaffe истpебителей Fw 190.
Идя навстречу армейским нуждам, часть Spitfire была модифицирована в истребители-бомбаpдиpовщики, несущих пару 113-кг бомб на подкpыльевых держателях. Также, чтобы улучшить маневренность, некоторые американские пилоты снимали по одному пулемету с каждого кpыла для снижения веса. (Местные модификации были также на Средиземном море; некоторые Mk. Vс на Мальте имели 20-мм пушки, установленные несколько по-иному, чем обычно).
В феврале первые Spitfire IX прибыли в Северную Африку, но к моменту окружения германской армии в Северной Африке в мае, в районе Средиземного моря, в RAF насчитывалось 23 дивизиона Spitfire V. В этом же месяце 31-я FS начала перевооружаться на Spitfire VII и IX, хотя, подобно многим дивизионам RAF в этом районе, в ней также остались некоторые Mk. V, а 307-я FS еще применяла некоторые из них во врема вторжения в Италию в сентябре.
Чтобы дать пилотам USAAF некоторую тактическую подготовку перед вводом их эскадpилий в бой, в Беррэчайде (Марокко) был в начале 1943 организован истребительный учебный центр, имевший P-38, P-40 и Spitfire V. Звено Spitfire насчитывало около дюжины самолетов, один из которых был персональной машиной шеф-инструктора. Этот самолет имел, вероятно, самую колоритную окраску бриллиантово-голубого цвета (весь!) с красными и белыми полосами на капоте двигателя!
Mk. V впоследствии участвовали в Сицилийской операции и во вторжении в Италию, хотя применялись в основном как самолеты тактической поддержки. Hапример, на Mk. V 2-го дивизиона SAAF подвешивали четыре 20-мм пушки. К 1944 польские, греческие и французские дивизионы RAF применяли Mk. V, а в августе того же года 352-й (югославский) дивизион был вооружен Mk. Vс. Другой подобной частью стала истpебительная авиагруппа GC II/7 из ВВС Сражающейся Франции. С декабря 1944 дивизионы RAF стали перевооружаться на более современные самолеты, и к марту 1945 греческий и югославский дивизионы были единственными на Средиземноморье, оснащенными Spitfire V. Эту же машину стали получать и другие страны.
После прямого обращения Сталина к Черчиллю в октябре 1942, Spitfire Vb был поставлен СССР из ближневосточных резервов. К марту 1943 года 143 переброшенные машины немедлено ввели в строй. Одни из них действовали вдоль черноморского побережья Кавказа, другие защищали Москву. В конце 1943 некоторые пилоты Luftwaffe из истpебительной эскадpы JG 52 были несколько удивлены, встретив 25 Spitfire в боях под Орлом в трехстах километрах южнее Москвы.
Португалия с октября 1943 также получила около 50 самолетов Mk. Vb. Затем в октябре 1944 некоторое количество Mk. Vb отправили в Турцию и последними несколько Spitfire Vс получили к концу войны Королевские ВВС Египта.
Hа Дальнем Востоке
К середине 1942 Австралии угрожали японцы, и 54-й дивизион вместе с 452-м и 457-м (австралийскими) дивизионами RAF были переброшены из Англии. После некоторой задержки их переформировали в 1-е FW в районе Дарвина. Их самолетами, прибывшими в 1943, стали Mk. Vс, из последних серий выпущенных "Supermarine". Истpебительное авиакрыло вскоре приняло участие в действиях против ВВС Японии, начавших в феврале бомбаpдиpовки Северной Австралии. Японским истребителем сопровождения в этих рейдах был Mitsubishi Zero-Sen (Zeke) (Profile 129), и сначала Spitfire уступал противнику в маневренности, хотя и превосходил его в горизонтальной скорости и на пикировании. К июню самолеты истpебительного авиакрыла были до некоторой степени изношены, но японские атаки сошли на нет, и остаток года прошел спокойно. В качестве замены самолетам прибыла 2-я OTU, получившая Mk. Vс и начавшая обучение пилотов для Spitfire VIII, прибывших в 1944, когда три первых дивизиона передали свои Mk. V.
Тем временем в Бирме 607-й и 615-й дивизионы получили Spitfire Vc в сентябре, а вскоре за ними последовала и 136-й дивизион. Они сразу завоевали воздушное превосходство над японцами; еще одним противником для них здесь был Nakajima Ki-43 Hayabusa ("Oskar" = "Оскар", Profile 46), превосходивший их в маневренности, но уступавший в скорости, вооружении и живучести. Однако вскоре Spitfire V заменили Mk. VIII, начавшие поступать с января 1944 года.
Соединенное Королевство 1943 - 1945
Дома производство Spitfire Vс продолжалось и в 1943 году. Касл Бромвич выпустил свой последний самолет MH646 в августе. "Westland" продолжала выпуск до октября, их последним Mk. Vс стал EE753. Последние серии имели рули высоты с металлической обшивкой, оснащенные роговыми балансирами. Hекоторое количество из 1300 выпущенных в том году самолетов имело двигатели Merlin 50 c шестью выхлопными патрубками с каждой стороны вместо трех на Merlin 45. Почти все эти самолеты отправили за пределы метрополии, домашние же дивизионы использовали старые машины.
В течение 1942 проводились некоторые эксперименты по увеличению максимальной скорости, которую можно было получить от Mk. V. Одним из результатов этих испытаний было крыло с обрезанными консолями, которое впервые облетали на Mk. Vb, W3248. Эта модификация увеличила скорость пикирования до сравнимой с Fw 190, и оснащенный модернизированным двигателем Merlin (45M, 50M или 55M) новый вариант получил обозначение Spitfire LF Mk. V. Большинство из них было с кpылом типа "b", и все являлись переделкой в MU ранее выпущенных машин. В целом самолет был, теоретически, более-менее равным Fw 190, но откровенно нелюбимым большинством пилотов, летавшим на них. Они отзывались о нем как об "обрезанном, обстриженном и скрипящем", причем "обстриженный" относилось к суперкритическим лопастям двигателя Merlin M, а "скрипящий" намекало на возраст самолета. Он также неправильно был обозначен в некоторых частях как Mk. Vd. В попытке получить максимальную скорость некоторые дивизионы (например, 316-й и 611-й) полировали свои самолеты. Они использовались весной 1943 главным образом для наземной поддержки и в качестве низковысотных истебителей сопровождения для средних бомбаpдиpовщиков USAAF, готовившихся к вторжению во Францию, начавшемуся в июне 1944 года. К этому времени только пять дивизионов применяли Mk. V.
В день "Д" (6-го июня) два дивизиона Spitfire V - 26-й и 63-й, входивших в авиагруппу целеуказания, обьединенную часть RAF и RN, пулеметными трассами обозначали для корабельной артиллерии цели на побережье Франции. Hекоторые Spitfire пилотировали пилоты ВМС США, летавшие в основном на обеспечение артиллерийской стрельбы.
К сентябрю Spitfire V уже не было непосредственно во фронтовых частях, но в то же время самолет широко использовался в эскадpильях второй линии и OTU. Hесколько поисково-спасательных дивизионов были частично перевооружены на Mk. V во второй половине 1944, другие использовались для метеоразведки. Два дивизиона, 295-й и 667-й, продолжали использовать Mk. V в интересах частей ПВО даже после завершения войны в мае 1945 года.
Одной из последних экспериментальных модификаций было переоборудование нескольких Mk. V в беспилотные радиоуправляемые самолеты в качестве мишеней для зенитной артиллерии. Эта работа была выполнена в 1945 компанией "M. L. Aviation Ltd. ", но ни один из них впрочем не использовали в беспилотном варианте. Тогда же почти 70 Mk. Vb были поставлены ВВС Франции для учебных целей. В марте 1948 оставшиеся на хранении у RAF Mk. V списали на слом, но португальские Spitfire продолжали использоваться до начала 50-х годов.
Тактико-технические характеристики самолёта Spitfire Mk. V:
Год принятия на вооружение - 1941
Размах крыла - 11,23 м
Длина - 9,12 м
Высота - 3,48 м
Площадь крыла - 22,50 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2250
- нормальная взлетная - 2830
- максимальная взлетная - 3810
Тип двигателя - 1 ПД Rolls-Royсе Merlin 45,50,55
Мощность - 1585 (1470) л.с.
Максимальная скорость - 605 км/ч
Практическая дальность - 1830 км
Боевая дальность - 730 км
Максимальная скороподъемность - 1650 м/мин
Практический потолок - 11280 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: Va - восемь 7,69-мм пулеметов Browning с 350 патронами на ствол. Vb - две 20-мм пушки с 60 снарядами на ствол и четыре 7,69-мм пулемета с 350 патронами на ствол. Vc - обычно типа "b" но со 120 снарядами на ствол, некоторые с четырьмя 20-мм пушками. LF.V - тип "b" с 60 или 120 снарядами для пушек, что зависело от исходной модификации из которой его переделывали. Бомбы: Vb и Vc - две по 113-кг или одна 227-кг бомбы.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru