Fairey Swordfish
Торпедоносец
Самолет Fairey Swordfish был создан на базе разработанного в частном порядке проекта биплана T.S.R.1. Однако, его начальные летные характеристики были достаточно хороши, чтобы обеспечить его дальнейшее развитие. Поэтому, когда появилось техническое задание на палубный торпедоносец-разведчик и корректировщик, компания Фейри предложила проект усовершенствованного самолета T.S.R.2. Он и стал прототипом самолета Swordfish, поднявшегося в воздух 17 апреля 1934 г.
Первый самолет Swordfish Mk.I представлял собой двухотсечный биплан с металлической силовой конструкцией и полотняной обшивкой, за исключением некоторых панелей из легких сплавов в передней части фюзеляжа. Для компактного размещения на авианосце крылья самолета складывались. В фюзеляже располагались две открытые кабины: для пилота (передняя) и одного или двух членов экипажа (задняя). Самолет имел стандартное шасси с хвостовым колесом (которое могло заменяться поплавками), традиционное подкосно-расчалочное хвостовое оперение и силовую установку в виде звездообразного двигателя Bristol Pegasus IIIM мощностью 690 л.с. Самолеты Swordfish Mk I начали поступать в состав авиации ВМС Великобритании в июле 1936 г. В начале Второй мировой войны ВМС имели в своем составе 13 боевых эскадрилий самолетов Swordfish, и 12 из них базировались на борту авианесущих крейсеров "Арк Роял", "Кареджес", "Игл", "Фурия" и "Глория". Вооруженный торпедой самолет Swordfish 11 апреля, поднявшись с борта авианосца "Фурия", во время первой же боевой операции доказал свою огромную ценность. Спустя два дня катапультированный с борта HMS "Уорспайт" cамолет Swordfish потопил подлодку U-64 - первую, записанную на счет авиации ВМС.
Объем серийной продукции компании Фейри был не в состоянии обеспечить увеличивающиеся заказы на самолеты Swordfish. Поэтому производство было передано в руки компании Blackburn Aircraft. Эта компания с самого начала своего существования занималась в основном проектированием и производством самолетов для морской авиации. В 1940 г. был построен всего один экземпляр самолета, но в следующем году было выпущено уже 415 машин. до конца 1940 г. самолеты Swordfish участвовали в различных операциях под руководством командования береговой авиации Королевских ВВС. Они устанавливали минные поля и совершали налеты на оккупированные немцами порты в проливе Ла-Манш. Их экипаж состоял из двух человек, а в задней кабине располагались дополнительные топливные баки. в 1940 г. состоялся самый большой триумф самолетов Swordfish в ходе памятной атаки на итальянскую флотилию в бухте Таранто. В результате воздушной разведки было обнаружено, что в бухте стоят на якорях шесть линкоров, крейсеры сопровождения и эсминцы. Ночью 11 ноября 1940 г. 21 самолет Swordfish двумя волнами с часовым интервалом атаковал флотилию. Хотя первые доклады сообщали об успехе операции в целом, необходимо было провести воздушную разведку для прояснения картины. Такой полет состоялся на следующий день и показал, что итальянским ВМС был нанесен сокрушительный урон: три линкора были сильно повреждены, причем два из них находились в затопленном состоянии, крейсер и два эсминца получили прямые попадания, а два вспомогательных судна были потоплены. В течение часового промежутка времени соотношение военно-морских сил в Средиземном море необратимо изменилось.
Последние значительные торпедные атаки, осуществленные этими самолетами, состоялись в 1942 г., когда была предпринята тщетная попытка предотвратить проход через Английский пролив в восточном направлении немецких линкоров "Гнайсенау" и "Шарнхорст", сопровождаемых тяжелым крейсером "Принц Ойген". Тогда в качестве последней надежды шесть самолетов Swordfish из эскадрильи №825 под командованием лейтенанта Эсмонда совершили торпедную атаку, после которой уцелел только один самолет и чудом удалось спасти пятерых из 18 членов экипажей. Впоследствии все они были награждены. В результате полученного опыта стало очевидным, что дальнейшее использование самолетов Swordfish для торпедных атак не имеет смысла. Такие операции подразумевали длительный и тщательный заход на цель для точного пуска торпеды, а это давало корабельным огневым средствам великолепную возможность для уничтожения атакующего самолета. В результате самолеты Swordfish начали применяться для противолодочных операций, используя против подлодок обычные глубинные бомбы, а для атаки по надводным целям - реактивные снаряды. Это привело к созданию самолета Swordfish Mk II, который поступил на вооружение в 1943 г.
Он отличался тем, что имел усиленное нижнее крыло с металлической обшивкой для обеспечения подвески и пуска реактивных снарядов. На первых серийных самолетах MkII устанавливался двигатель Pegasus IIIM, но более поздние экземпляры оснащались двигателями Пегас XXX. В том же году вслед за самолетом Swordfish MkII появился вариант Swordfish Mk III, на котором между основными стойками шасси внутри обтекателя был установлен сканер бортовой РЛС для обнаружения надводных целей; в остальных отношениях он был схож с самолетом Mk II. Кроме трех основных серийных вариантов, на основе самолета Swordfish Mk II было создано несколько экземпляров с закрытой кабиной. Эти самолеты получили наименование Swordfish Mk IV. Вооруженный ракетами и минами, самолет достиг почти невероятного успеха в противолодочных операциях. В сентябре 1944г. самолет Swordfish с борта эскортного авианосца английских ВМС "Виндекс" потопил четыре подлодки класса U в одном вылете.
Серийное производство завершилось в 1944 г. К тому времени компания Фейри построила 692 самолета, а компания Блэкбёрн - 1699 самолетов. Королевские ВМС неохотно расстались с таким отважным бойцом, который служил для Британского флота в качестве торпедного бомбардировщика, минного заградителя берегового базирования, самолета для защиты конвоев с эскортных авианосцев, ночного летающего постановщика сигнальных ракет, противокорабельного противолодочного самолета, вооруженного ракетами, а также тренировочного самолета и самолета общего назначения.
Тактико-технические характеристики самолёта:
Год принятия на вооружение - 1936
Размах крыла - 13,87 м
Длина - 10,87 м
Высота - 3,76 м
Площадь крыла - 36,39 кв.м
Масса, кг
- пустого самолета - 2132
- нормальная взлетная - 3406
Тип двигателя - 1 ПД Bristol Pegasus XXX
Мощность - 750 л.с.
Максимальная скорость - 222 км/ч
Крейсерская скорость - 193 км/ч
Практическая дальность - 1700 км
Практический потолок - 3260 м
Экипаж - 3 чел
Вооружение: 1 передний синхронный 7,7-мм пулемет Виккерс в фюзеляже и 1 7,7-мм пулемет Льюис или Виккерс К калибра на высокоскоростной установке Фейри в задней кабине; торпеда массой 730 кг или глубинные бомбы, мины, или бомбы массой до 680 кг, или до восьми НУРС.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru