De Havilland D.H.100 Vampire
Многоцелевой истребитель
Самолет Де Хэвилленд D.H.100 Вампир был первым истребителем Великобритании с турбореактивным двигателем, опытный экземпляр которого взлетел в Хэтфилде 29 сентября 1943 г. Самолет поступил на вооружение ВВС Великобритании в 1946 г. под обозначением Вампир (Vampire) F.Mk 1.
Большое число моделей первого варианта было использовано для экспериментальных разработок. Эксперименты привели к созданию самолета Вампир F.Mk 3, который заменил модель Вампир F.Mk 1. Вариант Вампир F.Mk 3 послужил основой для серии экспортных самолетов Вампир, четыре из которых поступило в Норвегию и 85 в Канаду.
Компанией Де Хэвилленд Эйркрафт Птай Лтд (de Havilland Aircraft Pty Ltd) было построено 80 самолетов, оснащенных австралийскими двигателями Роллс-Ройс Нене (Rolls-Royce Nene) и обозначенных Вампир FB.Mk 30. Вариант штурмовика Вампир F.Mk 3 с усиленным крылом уменьшенного размаха поступил в серийное производство под обозначением
Вампир FB.Mk 5 и в большом количестве поставлялся на экспорт в Египет, Финляндию, Францию, Ирак, Ливан, Новую Зеландию, Норвегию, Швецию и Венесуэлу, в индийские и южноафриканские ВВС. В Италии компания Макки (Macchi) построила 80 экземпляров Вампир FB.Mk 52A, Швейцария произвела 178 самолетов Вампир F.Mk 6, Франция - 67 самолетов Вампир FB.Mk 5, собранных корпорацией SNCASE из английских комплектующих. Впоследствии корпорация SNCASE построила 183 самолета Вампир FB.Mk 5 с двигателями Гоблин (Goblin) и 250 самолетов Вампир FB.Mk 53 с двигателями Роллс-Ройс Нене французской сборки; в таком виде они были названы Сюд-Эст Си 535 Мистраль (Sud-Est Se 535 Mistral).
Военно-морской вариант самолета Вампир F.Mk 5 назывался Си Вампир (Sea Vampire) F.Mk 20; 30 таких машин были поставлены в авиацию ВМС. Самолеты Cи Вампир F.Mk 21, шесть из которых были сделаны на базе модели Вампир F.Mk 3, имели усиленный нижний свод фюзеляжа для испытаний по посадке на мягкий грунт.
Последним одноместным вариантом ВВС Великобритании был самолет Вампир FB.Mk 9 - версия самолета Вампир F.Mk 5 с кондиционируемой кабиной. Он поставлялся на остров Цейлон, в Иорданию и Родезию (Зимбабве). Всего в Великобритании было построено более 1900 одноместных самолетов Вампир. Последними одноместными, остававшимися на военной службе, были 20 самолетов Вампир FB.Mk 6 в Швейцарии.
Нужно коротко упомянуть о самолете D.H.113 Вампир NF.Mk 10 - двухместном ночном истребителе, 95 экземпляров которого было построено для ВВС Великобритании. Несколько самолетов было поставлено в Италию под обозначением Вампир NF.Mk 54, и 29 самолетов, использовавшихся ранее ВВС Великобритании, было продано индийским ВВС между 1954 г. и 1958 г.
Сейчас не осталось ни одного ночного истребителя типа Вампир. Опыт размещения летчиков по ширине кабины самолета Вампир NF.Mk 10, т. е. бок о бок, оказался неоценимым при разработке самолета D.H. 115 Вампир Тренер (D.H.115 Vampier Trainer) с катапультируемыми креслами Мартин-Бэйкер. Первый полет самолета состоялся 15 ноября 1950 г. Первые поставки в ВВС были сделаны в 1952 г. Вариант для Королевского флота начал поступать в 1954 г. Соответствующие обозначения самолетов были Вампир T.Mk 11 (Vampire T.Mk 11) и Си Вампир T.Mk 22 (Sea Vampire T.Mk 22). Более 530 машин было поставлено ВВС и 73 - флоту из общей серии в 804 самолета, выпущенных до 1958 г.
Экспортные поставки самолетов Вампир T.Mk 55 были сделаны в девятнадцать стран. Эксплуатировавшиеся Королевскими ВВС самолеты Вампир T.Mk 11 были переданы в Иорданию (2) и Родезию/Зимбабве (4). 109 аппаратов были построены в Австралии под обозначением Вампир T.Mk 33, 34 и 35 и 50 машин были собраны в Индии. 15 самолетов Вампир T.Mk 55 находились в эксплуатации в Швейцарии вплоть до 1990 г.
Модификации самолёта:
Vampire FB.MK 6: Эта улучшенная версия Vampire FB.Mk.5
Vampire FB.MK 9: Это было последний вариант с одиночным креслом, принятого RAF, по существу это Vampire FB.MK 6 переделанный для тропического использования с системой кондиционирования кабины экипажа.
Vampire NF.MK 10: Разработанный под обозначением компании D. H. 113, эта модель создавалась по Египетскому заказу в виде двухпилотного ночного истребителя.
Vampire Т.Мк 11: учебно-тренировочный самолет для отработки применения оружия.
Sea Vampire F.Мк 20: Палубный вариант Vampire FB.Mk 5
Sea Vampire Т.Мк 22: Его тренировочный вариант
Vampire F.Мк 30: Австралийский вариант Vampire F.Мк 3
Vampire FB.MK 50: Шведский вариант Vampire FB.Mk 5
Vampire FB.MK 51: Французский вариант Vampire FB.Mk 5
Vampire NF.MK 54: Это обозначение применялось к Vampire NF.MK 10 поставляемому Италии и затем продано к Индии
Тактико-технические характеристики самолета:
Год принятия на вооружение - 1946
Размах крыла - 11,58 м
Длина - 9,37 м
Высота - 2,69 м
Площадь крыла - 24,34 кв.м
Вес пустого самолета - 3290 кг
Максимальный взлетный вес - 5600 кг
Тип двигателя - de Havilland Goblin DGn.2 (de Havilland Goblin DGN.2/2)
Тяга нефорсированная - 1405 (1680) кгс
Топливо во внутренних баках - 1480 л
Максимальная скорость - 861 км/ч
Практическая дальность с ПТБ - 1880 км
Максимальная скороподъемность - 1230 м/мин
Практический потолок - 12190 м
Экипаж - 1 чел
Вооружение: Четыре 20-мм пушки Hispano Mk.5 с 150 патронами на пушку в передней нижней стороне фюзеляжа. Полезная нагрузка 454 кг на двух подвесках (под крыльями) Типовая нагрузка - две 227 или 113 кг бомбы или восемь 27 кг неуправляемых ракет.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru