Avro 698 Vulcan
Стратегический бомбардировщик
Работы над проектом тяжелого самолета - носителя ядерного оружия на фирме Авро начались в 1947 году под руководством главного конструктора Р.Чедика. Министерство авиации Великобритании поставило целый ряд довольно жестких требований к будущей машине. Нужно было обеспечить большую грузоподъемность, большую высоту и дальность полета, высокую дозвуковую скорость. При этом самолет должен был иметь массу не более 45360 кг и взлетать с существующих в империи аэродромов. Конструкторская группа фирмы пришла к выводу, что самолет обычной схемы не сможет вписаться в отведенные весовые нормативы. В связи с этим после тщательного изучения различных схем была выбрана схема самолета с треугольным крылом. Такое крыло обладает большой внутренней емкостью для размещения двигателей, шасси и топливных баков и позволяет максимально снизить сопротивление воздуха, обеспечивает необходимую жесткость конструкции и хорошие взлетно-посадочные характеристики.
Разработка проекта бомбардировщика была закончена к концу 1947 года. До этого ни один самолет с треугольным крылом в воздух не поднимался. С целью получения необходимых экспериментальных данных, кроме продувок в аэродинамической трубе, была организована постройка и полеты летающих моделей разрабатываемой машины в одну треть величины. Окончательные основные размеры бомбардировщика "тип 698" определились в апреле 1950 года, тогда же было начато строительство первого опытного образца. Это самолет сн ачала имел силовую установку, состоящую из четырех турбореактивных двигателей Роллс Ройс "Эвон" R.A. 3 с тягой 2950 кгс каждый. Первый полет он совершил 30 августа 1952 года. Позднее двигатели заменили на более мощные фирмы Армстронг-Сиддли "Сапфир" A.S. Sa.6 с тягой 3640 кгс каждый. Вскоре ему присвоили название "Вулкан". В 1952 году, не дожидаясь результатов испытаний, Министерство авиации заказало 25 бомбардировщиков этого типа. Год спустя, 3 сентября 1953 года, было проведено первое летное испытание второго прототипа. Он отличался формой воздухозаборников и установкой ТРД Бристоль "Олимп" с тягой 4300 кгс каждый.
Летом 1954 г. этот самолет в одном из полетов при заходе на посадку потерпел аварию. Во время ремонта его частично модернизировали, усилив конструкцию крыла. Так же заменили двигатели. В феврале 1955 года был облетан первый серийный "Вулкан" B Mk1. Но его летные характеристики не в полной мере удовлетворяли заказчика. Поэтому конструкторский коллектив фирмы продолжал совершенствовать машину. Была изменена передняя кромка крыла, установлена система автоматического повышения устойчивости. Двигатели заменены сначала на турбореактивные "Олимп" 102, а потом на "Олимп" 104. Самолет имеет фюзеляж круглого сечения, состоящий из нескольких секций. В носовой расположена гермокабина экипажа. В средней части оборудован бомбоотсек длиной около 8,5 м. В толстой корневой части крыла расположены четыре турбореактивных двигателя. Треугольное крыло обеспечивает хорошие взлетно-посадочные характеристики. Весьма большие плоскости управления с бустерным приводом включают состоящие из нескольких секций элероны, расположенные на внешних частях крыла, и рули высоты, расположенные ближе к фюзеляжу. Первоначальное число заказанных "Вулканов" возросло до 45.
Летом 1957 года первая эскадрилья этих бомбардировщиков заступила на боевое дежурство. По своим тактико-техническим характеристикам "Вулкан" B Mk1 относился к носителям ядерного оружия средней дальности. Он превосходил Ту-16 и B-47, но в отличии от них не имел оборонительного вооружения, что делало его беззащитными от атак истребителей ПВО. Необычная форма английского бомбардировщика, как выяснилось, давало дополнительное преимущество о котором ранее даже не задумывались. Оказалось, что "Вулканы" имеют пониженную радиолокационную заметность для РЛС, что в дальнейшем и было использовано в передовых технологиях самолетостроения.
Практически сразу же начались работы по модернизации бомбардировщика в носитель управляемых ракет. Первый такой самолет, получивший обозначение "Вулкан" B Mk2, был построен в июле 1958 года. Он получил более удлиненное крыло с увеличенными воздухозаборниками, новые двигатели, усиленное шасси и более совершенное оборудование. Была установлена и система дозаправки самолета топливом в воздухе. Под фюзеляж можно было подвесить одну УР "Блю Стил". С конца 1960 года экипажи "Вулкан" B Mk2 приступили к несению боевого дежурства. С вводом в строй всех английских ПЛАРБ с "Вулканов" сняли задачи по поражению стратегических объектов в глубине территории Советского Союза, одновременно перенацелив большую часть экипажей на решение оперативно-тактических задач. Для этого была проведена модернизация. В частности, установлена система огибания земной поверхности, что позволило выполнять полеты на сверхмалых высотах. "Блю Стил" с вооружения сняли, оставив свободнопадающие ядерные и обычные бомбы.
Боевую эффективность "Вулканов" удалось проверить в ходе англо-аргентинского конфликта в 1982 году. Несколько бомбардировщиков, перелетев из метрополии на остров Вознесения в Атлантическом океане, совершили налеты на Порт Стэнли, где их главной целью стали аэродром и аргентинские РЛС. Каждый бомбардировщик мог взять 21 бомбу массой до 450 кг каждая. Полет до цели занимал 15 часов. За это время приходилось делать несколько дозаправок от самолетов-заправщиков "Виктор". Полностью выполнить задачу бывшим стратегическим бомбардировщикам так и не удалось. Видимо это окончательно убедило руководство Министерства авиации в решении снять "Вулканы" с вооружения, что и было сделано в конце 1982 года. Один бомбардировщик "Вулкан" принял участие в съемках одной из серий фильма по книге Флеминга о приключениях суперагента 007 Джеймса Бонда. Злоумышленники угнали самолет Королевских ВВС, который должен был совершать тренировочный полет с атомным оружием на борту. К моменту съемок самолет перестал быть секретным оружием и командование позволило отснять боевую машину на авиабазе.
Тактико-технические характеристики бомбардировщика:
Год принятия на вооружение - 1957
Размах крыла - 33,83 м
Длина самолета - 30,45 м
Высота самолета - 8,28 м
Площадь крыла - 368,3 кв.м
Максимальная взлетная масса - 90720 кг
Тип двигателя - 4 Rolls-Royce (Bristol Siddeley) BO1.21 Olympus Mk.301
Тяга нефорсированная - 4 х 9070 кгс
Максимальная скорость - 1180 км/ч
Крейсерская скорость -1130 км/ч
Практическая дальность - 7640 км
Боевой радиус действия - 3700 км
- с дозаправкой - 4630
- на малой высоте - 2780
Практический потолок - 19800
Экипаж - 5 чел
Вооружение: Бомбовая нагрузка - 9526 кг. 1 тактическая УР Blue Steel или 1 ядерная бомба Yellow Sun Mk.2 или 21 454-кг бомбы.

© 2007 Dream Land www.mydream.land.ru